Подготовка шахматных тренеров. БЕСПЛАТНО.

В самом самом начале- ссылка на готовую программу подготовки, вместившую в себя несколько лет работы. Пользуйтесь. Конечно бесплатно.  

https://chessiki.ru/Treneram_po_chaxmatam.html 

Попытаюсь объяснить, зачем мне нужна учёба начинающих преподавателей и тренеров по шахматам. Зачем нужно искать и поднимать всё больше детей, желающих играть в шахматы. Зачем это всё лично мне?

Объясняю.

Так получилось, что среди зачумлённых, живущих от зарплаты до зарплаты нормальных граждан нашей страны, решающих постоянно и каждодневно свои семейные и финансовые проблемы, нормальных, не ворующих, живущих своим трудом, мне немного повезло.

Любовь к шахматам и хорошее знание игры позволило мне в ковидную эпоху начать заниматься индивидуально он-лайн шахматами с детьми. Начинать было страшно и очень тяжело. Но я сумел.

Деньги никогда не были для меня главным в жизни, поэтому до сих пор стоимость занятия у меня составляет 570 рублей (к сожалению с 2024 года стоимость академического часа поднимается до 720 рублей), что всё равно в разы меньше, чем занятия у других тренеров.

А эффективность индивидуального занятия он-лайн, со всей ответственностью должен вам заявить- чрезвычайно высока.

Примеры- пожалуйста. В Москве Артём Осипчук, за восемь неполных месяцев обучения два раз в неделю по 45 минут выстрелил на чемпионате России, потом стал призёром престижнейшего Московского фестиваля, повысил разряд с третьего юношеского сразу до третьего взрослого. Ваня Булдаков- здесь, меньше семи месяцев с перерывом занятий- уже в призёрах чемпионата области, В Гонконге, в Петрозаводске, Матвей Бербенцев, Тёма Калинин играют со взрослыми, мало в чём им уступая. И ещё, и ещё, и ещё…

И это при том, что победы в шахматах- это не главное, чем я занимаюсь. Это просто приятный бонус. Главное- мои дети быстро умнеют. Для меня лично главное именно это. Так вот- детям я даю знания и умения, учу через шахматы их думать, даю шанс подняться в будущем по социальному лифту для более полной реализации своих возможностей, родители за это меня благодарят, все довольны. И именно так я наконец сумел поднять голову от каждодневных проблем. Поднял и обалдел в плохом смысле этого слова.

 

НЕ ПОВЕРИТЕ. За 36 лет в Сормовском районе города Нижнего Новгорода

не было проведено НИ ОДНОГО !!!! официального шахматного детского первенства. Я не говорю, о взрослых, всё сгнило на уровне города уже давно. Но ДЕТИ!!!! Извините, это было последней каплей.

И я захотел помочь нашим с вами детям. Просто так. Без дня рождения и какой-либо ответной благодарности. Посмотрел статистику по нашей Нижегородской блестящей великолепной шахматной федерации во главе со сверкающим председателем её, сходил на отчётную конференцию 1 июля, послушал похвальбу Вифлеемской про золотых звёздочек, узнал про претензии и недоумения тренеров по поводу распределения жалких крох с государственного стола. И одурел снова. ТО что я написал по итогам конференции- здесь ещё вроде бы не было представлено кажется, вот выкладываю. Это всё есть в моей группе вконтакте, и под каждым словом подписываюсь. Неприятным фактом сейчас стало слишком быстрое облетание мишуры и блестяшек, и сквозь конфетные обёртки, восхваляющие федерацию и её руководителя, очень быстро (мне действительно кажется что слишком быстро) стали просвечивать пухленькие волосатые ножки «голого короля»

Как все пойдёт дальше- не знаю, но уже сейчас понятно, что внутри там всё гниёт с большим размахом.

Итак- вот текст от 1 июля.

Был на конференции Шахматной Федерации Нижегородской области. Хлопая вместе со всеми каждые две минуты, отбил ладоши.
Нам рассказали, что в России все считают ФШНО яркой, классной, великолепной, что наши фестивали затмевают собой небо, что председатель вошёл в ТОП знаменитых людей Нижнего, Что наши звёздочки побеждают на мировой арене…….

А потом огласили циферки…

Наверное у меня что-то со слухом. Но с мозгами-то нормально пока всё.

Оглашено в отчётах и в красивых слайдах показано, что в области ВСЕГО 49 перворазрядников и КМС ( ВСЕГО. В ОБЛАСТИ. Вместе с тем в страшные для кого-то Советские годы было около ТЫСЯЧИ КМС и перворазрядников. Правда, Хилова решительно сказала , что раньше гораздо проще было получать разряды. Все бывшие КМС включая меня напряглись, но потом облегченно выдохнули, поняв что она ничего не понимает в этом). Ладно….
По спортивным шахматам, которые так ревностно развивает исполком Федерации……30 (ТРИДЦАТЬ) ярких маленьких ребёнков с медалями в ПФО и России. Далее. 12 (ДВЕНАДЦАТЬ) юношей с победами там же, (ПОЛТОРА- КАРЛ!!! ) полтора человека достойно закрепляющихся во взрослых соревнованиях (Катя и немного Дима Гольцевы). Дальше огромный ноль. От слова Ничего…. Ни студенческих, ни взрослых побед. Глухо, как в танке. Но зато в шоколаде ДЮСШ, выдающие на гора кучку звёздочкиных 3-2 разрядников. И НИКОГО не колышет, что они будут делать дальше, когда чуть подрастут. Премии, категории, славу великих тренеры получают сейчас, а дальше- да плевать. Город Нижний Новгород сгнил, Федерации и клуба нет, ни одного городского соревнования взрослого или студенческого, районы не проводят НИЧЕГО, Ветеранов не было уже полтора года, никто не чешется и всем плевать, Клуб в кулибинском парке превратился в бомжатник, его активно осваивает полупьяные Симанский и КО. Вот Собственно всё что я увидел и услышал. Но хлопали самозабвенно. Это радует )))))
По детским любительским шахматам мне дали слово, как смог высказал свои мысли, потом микрофон у меня отобрал директор ДЮСШ №2, лучшей, я считаю школы по работе с детьми Рахвалов, и правильно сделал (так как он гораздо грамотнее изложил свои мысли) и сказал то же самое другими словами. Мне кажется, очень интересно рассказал, но и его и мои конечно слова просто заболтали. НИЧЕГО НАФИК НИКОМУ НЕ НАДО. Грустно, девушки…))

Вот.  Что я могу с этим сделать один? От слова- ничего. Да, есть в Московском районе очень хороший человек- тренер Корчагин Николай Георгиевич, мы пытаемся помогать друг другу, в области работают энтузиасты с Большой буквы. Но мы разобщены, завалены каждодневными делами, а, похоже от федерации смысла ждать помощи нет вообще, а от городских департаментов, куда я сдуру обратился, не только отписались от меня, да ещё и попытались припугнуть, чтобы не высовывался. Помогать нам некому. такова селяви (((

Да, я считаю, что нужно в любом случае налаживать горизонтальные связи, в любом случае пытаться что-то сдвинуть. Будет медленно. Очень медленно. Но я надеюсь, что потом, когда хоть что-то у нас стронется, то появится какой-либо ушлый чинодрал, выдаст все наши потуги за свои (что вообще наплевать, пусть забирает всё что захочет) и начнёт тащить вверх эти проекты, зарабатываю себе плюшки а детям- будущее……

Что я конкретно предлагал и предлагаю и делаю для интеллектуального роста наших школьников? 

САМОЕ ВАЖНОЕ. Школы (обычные, общеобразовательные)  должны повернуться лицом к шахматам.  Самый простой путь на данное время- это развитие шахмат в продлёнках, организация шахматных секций и кружков педагогами дополнительного образования.

Отсюда возникает следующие вопросы- откуда взять ставки для педагогов, но это вроде вопрос решаемый, и самое главное- где взять преподавателей дополнительного образования по специальности- шахматы, и как сделать, чтобы полуфиктивные корочки, которые они получают в различных помойных подзаборных обучающих центрах, хотя бы немного выполняли свою функцию. ТРЕНЕР ПО ШАХМАТАМ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ !!!!!!!

Далее. Не надеясь на то, что будущего тренера хоть чему-то научили, я пытаюсь и буду пытаться НАУЧИТЬ начинающих педагогов хотя бы АЗАМ игры.  Для этого я запустил еженедельные вебинары

Занятия по средам в 13-30. полтора часа.

Подключиться к конференции Zoom
https://us04web.zoom.us/j/2237754766?pwd=RnBla2R4d2l3dDU1N3FvRE14Z2NPdz09

Идентификатор конференции: 223 775 4766
Код доступа: 8Kd86a   

 

по различным шахматным тематикам, они записываются на видео   https://rutube.ru/channel/31736837/ 

ролики потом, насколько хватает сил- я редактирую, чтобы было меньше воды, и выкладываю в инет.  Таким образом, будут меня слушать и смотреть онлайн, или будут потом учиться по роликам, неважно. Я всё равно доведу до людей АЗЫ шахмат.

Несколько месяцев он-лайн занятий позволили нарастить видеоматериалы по различным тематикам. Всё можно посмотреть вот здесь-  https://rutube.ru/channel/31736837/videos/

Итак. В идеале- начинающий педагог по шахматам должен знать вот всё что здесь ниже написано. И, естественно он должен хотя бы на крошку играть лучше чем его ученики. Но здесь уже сами взрослые люди должны о себе позаботится. Это план обычных групповых детских занятий, модернизированный под взрослых. Где и что будет не очень чётко, обращайтесь, буду исправлять постепенно.

(количество часов занятий по каждой теме корректируется в зависимости от базовых знаний учеников и качества усвоения уроков)

Итак, каждую неделю пополняется база знаний, записываются обучающие ролики ( адрес выше)

И так же можно следить за пополнением видео здесь- в моей группе вконтакте- https://vk.com/chessiki

 Знакомство  Урок первый- Знакомство (могут присутствовать и родители)  здесь
Шахматная игра

(1 занятие)

 Познакомить детей с шахматами. Рассказать о том, что игра в шахматы – древняя интересная игра. Факты и легенды о зарождении шахмат, Чатуранга, проникновение шахмат в Россию. Легенда о шахматной доске и рисовых зёрнышках. 11111
 Шахматная доска

(2 занятия)

 Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. На занятии, одном или нескольких- рисовать, постепенно закрашивая и уточняя, шахматную доску. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.  здесь
Шахматная доска — продолжение

(2 занятия)

Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между игроками. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная и диагональная линии. Рисовать, показывать руками, заучивать, пока дети не запомнят. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. (Змейка простая и сложная, повторять занятие, пока не будет доведено до автоматизма)  здесь
 Шахматная нотация- азы

(3 занятия)

Буквы, цифры, поля, клетки, которые они обозначают. Не путать английские буквы и латинские. Практика- рисовать доску и вокруг неё- буквы и цифры. Закрасить чёрные и белые поля. Адреса и цвет клеток. А2, D5  H8  G3 и так далее. повторять постоянно, лучше дома с родителями.  Находить на доске, показывать рукой.  здесь
 Шахматные фигуры

(3 занятия)

Познакомить детей с шахматными фигурами. Каждую фигуру нарисовать в тетрадке. Так , как её видит ребёнок, желательно каждую в пол-листа, крупно. Если тяжело рисовать, обвести по контуру, положив на лист бумаги. Рисовать одну под другой, к каждой добавляя значёк фигуры, её обозначение в шахматной нотации. Далее читать соответствующий пост.  будет
 Шахматные фигуры (продолжение)

(3 занятия)

 Ценность шахматных фигур, сколько будет в пешках. два коня против ладьи, что сильнее, ферзь против двух ладей, слон против ладьи. Дети должны научится понимать ценность фигур, их различие, как они ходят, по каким линиям, есть ли какие-то исключения (рокировка, взятие на проходе и т.д.)  будет
  Шахматные фигуры — Король

(2 занятия)

 Всё про шахматного короля  здесь
  Шахматные фигуры — Ферзь

(2 занятия)

 Всё про шахматного ферзя  здесь
  Шахматные фигуры — Пешка

(3 занятия)

 Маленькая слабая фигура, но сколько возможностей таит в себе.

Взятие на проходе, пешечный забор , дыры в заборе, изолированные пешки, превращение пешки, ходы и взятие, по каким линиям, пешка и король против короля- как выиграть?

 будет
  Шахматные фигуры — Ладья

(3 занятия)

 Всё про шахматную фигуру- ладью  будет
  Шахматные фигуры — Слон

(3 занятия)

 Всё про шахматную фигуру- слона  будет
  Шахматные фигуры — Конь

(3 занятия)

 Всё про шахматную фигуру- коня  будет
Кто как ходит и бьёт

(3 занятия)

Кто как ходит и бьёт  (по вертикалям, горизонталям, диагоналям и буквой Г)  Учебная игра- «ЗМЕЙКА» Два вида- простая и сложная Змейка. будет
Шахматные фигуры — как ходят и бьют

(1 занятие)

Для отстающих и плохо воспринимающих.

Советы по установке приложений с зелёными полями.

будет
Шах и мат

(4 занятия)

Шах, Мат, Пат.  Чем шах отличается от мата.

Три способа защититься от нападения. Шах и мат различными фигурами. Мат ферзём, мат ладьёй.

будет
Расстановка фигур в начале партии

(2 занятия)

Начало партии, как расставить фигуры, Ферзь любит свой цвет, какое поле должно быть слева внизу у белых и т.д. здесь
Дебют- начало партии

(4 занятия)

Каким фигурами нужно ходить, какими не рекомендуется, зачем делать рокировку, что такое центр и зачем его захватывать, какие бывают дебюты, чем отличаются. здесь
Стратегия и тактика в шахматах.

КОМБИНАЦИИ

(7 — 10 занятий)

Что такое стратегия и тактика в игре, что такое комбинации зачем они нужны и какие бывают.

В первый год обучения каждой комбинации, а их множество, нужно уделить по одному- два занятия, на втором году обучения  по два- три, включая и решение предложенных задач. Двойной удар, связка, отвлечение, завлечение, промежуточный ход, перекрытие и другие.

здесь
Лечение от зевков

(5 занятий)

Сложные позиции, проработка и постепенное запоминание. здесь
Стратегия и тактика в шахматах.

Позиционная игра.

(4 — 7 занятий)

Что такое стратегия и тактика в игре, что такое позиционная игра.

Оценка позиции, факторы оценки, что делать дальше, как строить планы на игру, на какую-то её часть, как совмещать позиционную игру с небольшими уколами, наскоками, то есть с комбинациями.

будет
Малофигурный, пешечный эндшпиль (5-7 занятий) Всё, что касается пешек в конце игры. будет
Учебно-тренировочные партии Игра с роботом разных уровней без контроля времени или с живыми игроками (Личесс, Чесском) с контролем времени 30 минут на партию. Ученик обдумывает ходы, выбирает 2-3 варианта, объясняет причины выбора, озвучивает в результате дискуссии лучший, по его мнению, и тренер на своём рабочем столе ходит фигурами. То есть тренер играет со своего учебного аккаунта, а ученик видит рабочий стол тренера с позицией и говорит, как нужно ходить чётко, с использованием шахматной нотации. Будет
Концентрация внимания, улучшение кратковременной и долговременной памяти

(4 — 5 занятий)

Упражнения на концентрацию.

Чрезвычайно важно для детей.

Реально делает их умными.

здесь

 

Подготовка шахматных тренеров. БЕСПЛАТНО
просмотров: 806