ШАХМАТЫ онлайн | ШКОЛА онлайн

Нужно ли заниматься шахматами детям. Шахматы развивающие и шахматы спортивные. Различия в преподавании и подходах.

Речь сейчас пойдёт именно об этом.

Я отдаю себе отчёт, что педагогическая подготовка у меня плохая. Но если в школах детей шахматам начали учить трудовики и физруки, то умный грамотный сильный, хорошо понимающий шахматы человек с большим опытом общения с детьми (это я о себе) уж как-нибудь выступит не хуже этой благословенной прослойки учительского состава.

Итак, пробую всё же.

Сначала о том, что вообще происходит в нашем образовании. Чиновники, которым неожиданно два года назад дали команду- всех подряд учить шахматам, восприняли её как обычно. То есть никак. Велят научить- научим. В первый раз- что ли? Мгновенно начали на пустом месте образовываться якобы независимые обучающие центры для педагогов, желающих получить дополнительное шахматное образование. Для воспитателей, трудовиков и физруков в том числе.

Учить заново родившихся мастеров обучения начали естественно те же люди, что часом ранее преподавали в этих центрах и в этих кабинетах бухгалтерию и юридические науки. То есть всесторонне проверенные прожжённые тётеньки, навар от деятельности которых шёл и идёт сплошным потоком к курировавшим их чинодралам от образования и спорта.

Результаты такой подготовки учителей не заставили себя ждать.

Родители, думающие, что раз Путин сказал учить их детей шахматам, чтобы они стали умнее, сильнее и шли дальше и выше родителей, в очередной раз офигели от качества обучения.

По 15-20 детей в классе, похмельный с вечера трудовик чертит на доске что-то своё, а ребёнки успешно доламывают слабые деревянные шахматные фигурки. Чиновник от образованияКому-то прилетело доской, кто-то уже плачет, там дерутся, в углу шлёпают в картишки. В общем- полный набор.

Это так. Не говорите мне, что это не так. Это рассказывают мне родители с перекошенными от ужаса лицами. Это читается в глазах детей.

Не хочу, не пойду, никогда больше не буду учиться шахматам. Вот что думают и те и другие. То есть из великолепной идеи как обычно вызверилась мохнатая морда всеобщего чинодрального способа очередного опошления очередной идеи. Сколько уже их кануло в безвестность. Сколково, университеты, программы дошкольного обучения. да…..

 

 

 

 

Это было введение. О том ,как в нашей стране НЕ НАДО учить детей шахматам.

А вот как НАДО? Давайте порассуждаем.

 

Что дают занятия шахматами в детском саду и начальной школе?

Для начала, тем, кто сомневается в необходимости обучения шахматам в начальной школе.

К примеру, в детском центе, где я работал три года, по моей просьбе штатные психологи вычленили занимающихся шахматами около года ребятишек, и сравнили прогресс в их развитии с прогрессом основной группы.

Результаты впечатляющие. Оценки по всем предметам и направлениям в детском саду у моих ребятишек были в разы выше, развитие шло более быстрыми темпами, они , если так можно выразиться, умнели на глазах.

 

Не верите? Хорошо. Вот данные из диссертации «Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников» кандидата педагогических наук Полоудина Виталия Александровича.

Эксперимент проводился в течении трёх лет как факультативный курс в экспериментальном учебном комплексе «Развивающая школа» открытого института «Развивающее образование» на» базе общеобразовательной школы №1133 Западного административного округа г. Москвы. Диссертация опубликована в педагогической и шахматной печати и подтверждена актами внедрения результатов исследования в практику обучения игре в шахматы и двумя свидетельствами об отраслевой регистрации отраслевого фонда алгоритмов и программ Министерства образования и науки.

Во втором, третьем и четвёртом классах были выделены экспериментальная (детям предлагалось факультативно заниматься шахматами) и контрольная группы. Без занятий шахматами. И вот результаты за три года экперимента.

Повышение успеваемости у детей, занимающихся шахматами

 

Это результаты успеваемости по трём предметам.

 

А вот развитие интеллектуальных способностей учеников.

развитие интеллектуальных способностей у занимающихся шахматами

Как видно из представленных таблиц, улучшение успеваемости по основным предметам и развитие мозга у экпериментальной группы (ещё раз- это точно такие же дети, в этих же классах, не глупее и не умнее, но только пожелавшие заниматься шахматами) Развитие младших школьников, занимающихся шахматами даже факультативно, два раза в неделю

в два, три , пять раз , на порядок иногда превышает показатели основной контрольной группы.

Надеюсь к результатам научной работы вы будете относиться более непредвзято ))

 

Здесь всё понятно и научно доказано. идём дальше.

Что вы хотите от своего ребёнка? Чтобы он стал умным или чемпионом?

Каждому родителю я задаю этот вопрос. Зачем? отвечу. Просто будущих спортсменов обучают не так, как желающих стать умными.

Что значит не так? Вот цитата из этой же диссертации-

«При обучении игре в шахматы с применением компьютерных технологий следует дистанцироваться от учебных пособий, предназначенных для тренеров в детско-юношеских школах, ДЮСШ.

Спортивный тренер по шахматам и учитель шахмат общеобразовательной школы — это, в большинстве случаев, два различных специалиста.

Но каждый из них обучает младших школьников одному и тому же — игре в шахматы.

Главное различие в целевом подходе и методике обучения игре в шахматы со спортивным уклоном (работа тренера) и общеобразовательным (работа учителя) заключается в следующем.

В работе тренера у начинающего шахматиста развиваются, в первую очередь, спортивные качества, такие, как психическая выносливость, обшая физическая подготовленность, теоретические знания шахматной игры.

В работе учителя превалирует образовательная составляющая шахмат, в том числе развитие интеллектуальных способностей учеников и содействие формированию гармонично развитой личности выступают на первый план и становятся, таким образом, основными показателями развития младших школьников.»

Расшифрую. В ДЮСШ ребят дрессируют. Дети обязаны заучить наизусть множество дебютов, это огромный и очень тяжёлый пласт шахматной работы.  Вызубрить порядок ходов, варианты и противодействия на каждый из них в каждом шахматном дебюте- это в ДЮСШ- обязательное условие. Заучить множество эндшпильных позиций, окончаний.

И тренеров ДЮСШ нельзя за это ругать. Они заточены на результат здесь и сейчас. Им именно за результат платят деньги. Поэтому детей, кто может подняться и что-то выиграть, они ведут и тащат, других отсеивают. Они дрессируют, дрессируют.

Играть в школе , играть и учить учить учить зубрить дома, независимо от состояния и желания самого ребёнка. Вы привели его в ДЮСШ, вы обязаны обеспечить занятия как в школе, так и дома.

Да, так воспитывают спортсменов. Ломают характер, идут вперёд через немогу. И 99 процентов вот таких черезнемогу отваливаются, искалеченные дрессировкой и не желающие даже слышать больше о шахматах.

Да, есть шанс стать чемпионом. Только он очень маленький. один из миллиона. Вы готовы мучить своего ребёнка из-за такого призрачного шанса?

 

В школе, в Детских центрах, в кружках преподаватель не так зависит от результатов ребёнка. Поэтому у него появляется возможность заниматься по другому.

Учитель развивает мозг ребёнка, мягко, но настойчиво увеличивая интенсивность занятий. Развитие интеллектуальных способностей- как итог деятельности учителя шахмат. Естественно в игре, естественно вместе с умением хорошо играть в шахматы.

Что собственно вам и было нужно изначально.

 

А вот уже выбрать такого учителя- это задача каждого родителя. Это непросто. Их мало, сильных и хороших. Ищите. Кружки, Детские центры, школы при домах культуры, хорошие педагоги, понимающие шахматы, естественно есть.

Ищите. Да обрящете. Удачи вам и вашим детям.

Нужность Шахмат. Шахматы развивающие и спортивные. Различия в преподавании и подходах.
просмотров: 454

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *