Нужно ли заниматься шахматами детям. Шахматы развивающие и шахматы спортивные. Различия в преподавании и подходах.
Речь сейчас пойдёт именно об этом.
Я отдаю себе отчёт, что педагогическая подготовка у меня плохая. Но если в школах детей шахматам начали учить трудовики и физруки, то умный грамотный сильный, хорошо понимающий шахматы человек с большим опытом общения с детьми (это я о себе) уж как-нибудь выступит не хуже этой благословенной прослойки учительского состава.
Итак, пробую всё же.
Сначала о том, что вообще происходит в нашем образовании. Чиновники, которым неожиданно два года назад дали команду- всех подряд учить шахматам, восприняли её как обычно. То есть никак. Велят научить- научим. В первый раз- что ли? Мгновенно начали на пустом месте образовываться якобы независимые обучающие центры для педагогов, желающих получить дополнительное шахматное образование. Для воспитателей, трудовиков и физруков в том числе.
Учить заново родившихся мастеров обучения начали естественно те же люди, что часом ранее преподавали в этих центрах и в этих кабинетах бухгалтерию и юридические науки. То есть всесторонне проверенные прожжённые тётеньки, навар от деятельности которых шёл и идёт сплошным потоком к курировавшим их чинодралам от образования и спорта.
Результаты такой подготовки учителей не заставили себя ждать.
Родители, думающие, что раз Путин сказал учить их детей шахматам, чтобы они стали умнее, сильнее и шли дальше и выше родителей, в очередной раз офигели от качества обучения.
По 15-20 детей в классе, похмельный с вечера трудовик чертит на доске что-то своё, а ребёнки успешно доламывают слабые деревянные шахматные фигурки. Кому-то прилетело доской, кто-то уже плачет, там дерутся, в углу шлёпают в картишки. В общем- полный набор.
Это так. Не говорите мне, что это не так. Это рассказывают мне родители с перекошенными от ужаса лицами. Это читается в глазах детей.
Не хочу, не пойду, никогда больше не буду учиться шахматам. Вот что думают и те и другие. То есть из великолепной идеи как обычно вызверилась мохнатая морда всеобщего чинодрального способа очередного опошления очередной идеи. Сколько уже их кануло в безвестность. Сколково, университеты, программы дошкольного обучения. да…..
Это было введение. О том ,как в нашей стране НЕ НАДО учить детей шахматам.
А вот как НАДО? Давайте порассуждаем.
Что дают занятия шахматами в детском саду и начальной школе?
Для начала, тем, кто сомневается в необходимости обучения шахматам в начальной школе.
К примеру, в детском центе, где я работал три года, по моей просьбе штатные психологи вычленили занимающихся шахматами около года ребятишек, и сравнили прогресс в их развитии с прогрессом основной группы.
Результаты впечатляющие. Оценки по всем предметам и направлениям в детском саду у моих ребятишек были в разы выше, развитие шло более быстрыми темпами, они , если так можно выразиться, умнели на глазах.
Не верите? Хорошо. Вот данные из диссертации «Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников» кандидата педагогических наук Полоудина Виталия Александровича.
Эксперимент проводился в течении трёх лет как факультативный курс в экспериментальном учебном комплексе «Развивающая школа» открытого института «Развивающее образование» на» базе общеобразовательной школы №1133 Западного административного округа г. Москвы. Диссертация опубликована в педагогической и шахматной печати и подтверждена актами внедрения результатов исследования в практику обучения игре в шахматы и двумя свидетельствами об отраслевой регистрации отраслевого фонда алгоритмов и программ Министерства образования и науки.
Во втором, третьем и четвёртом классах были выделены экспериментальная (детям предлагалось факультативно заниматься шахматами) и контрольная группы. Без занятий шахматами. И вот результаты за три года экперимента.
Это результаты успеваемости по трём предметам.
А вот развитие интеллектуальных способностей учеников.
Как видно из представленных таблиц, улучшение успеваемости по основным предметам и развитие мозга у экпериментальной группы (ещё раз- это точно такие же дети, в этих же классах, не глупее и не умнее, но только пожелавшие заниматься шахматами) Развитие младших школьников, занимающихся шахматами даже факультативно, два раза в неделю
в два, три , пять раз , на порядок иногда превышает показатели основной контрольной группы.
Надеюсь к результатам научной работы вы будете относиться более непредвзято ))
Здесь всё понятно и научно доказано. идём дальше.
Что вы хотите от своего ребёнка? Чтобы он стал умным или чемпионом?
Каждому родителю я задаю этот вопрос. Зачем? отвечу. Просто будущих спортсменов обучают не так, как желающих стать умными.
Что значит не так? Вот цитата из этой же диссертации-
«При обучении игре в шахматы с применением компьютерных технологий следует дистанцироваться от учебных пособий, предназначенных для тренеров в детско-юношеских школах, ДЮСШ.
Спортивный тренер по шахматам и учитель шахмат общеобразовательной школы — это, в большинстве случаев, два различных специалиста.
Но каждый из них обучает младших школьников одному и тому же — игре в шахматы.
Главное различие в целевом подходе и методике обучения игре в шахматы со спортивным уклоном (работа тренера) и общеобразовательным (работа учителя) заключается в следующем.
В работе тренера у начинающего шахматиста развиваются, в первую очередь, спортивные качества, такие, как психическая выносливость, обшая физическая подготовленность, теоретические знания шахматной игры.
В работе учителя превалирует образовательная составляющая шахмат, в том числе развитие интеллектуальных способностей учеников и содействие формированию гармонично развитой личности выступают на первый план и становятся, таким образом, основными показателями развития младших школьников.»
Расшифрую. В ДЮСШ ребят дрессируют. Дети обязаны заучить наизусть множество дебютов, это огромный и очень тяжёлый пласт шахматной работы. Вызубрить порядок ходов, варианты и противодействия на каждый из них в каждом шахматном дебюте- это в ДЮСШ- обязательное условие. Заучить множество эндшпильных позиций, окончаний.
И тренеров ДЮСШ нельзя за это ругать. Они заточены на результат здесь и сейчас. Им именно за результат платят деньги. Поэтому детей, кто может подняться и что-то выиграть, они ведут и тащат, других отсеивают. Они дрессируют, дрессируют.
Играть в школе , играть и учить учить учить зубрить дома, независимо от состояния и желания самого ребёнка. Вы привели его в ДЮСШ, вы обязаны обеспечить занятия как в школе, так и дома.
Да, так воспитывают спортсменов. Ломают характер, идут вперёд через немогу. И 99 процентов вот таких черезнемогу отваливаются, искалеченные дрессировкой и не желающие даже слышать больше о шахматах.
Да, есть шанс стать чемпионом. Только он очень маленький. один из миллиона. Вы готовы мучить своего ребёнка из-за такого призрачного шанса?
В школе, в Детских центрах, в кружках преподаватель не так зависит от результатов ребёнка. Поэтому у него появляется возможность заниматься по другому.
Учитель развивает мозг ребёнка, мягко, но настойчиво увеличивая интенсивность занятий. Развитие интеллектуальных способностей- как итог деятельности учителя шахмат. Естественно в игре, естественно вместе с умением хорошо играть в шахматы.
Что собственно вам и было нужно изначально.
А вот уже выбрать такого учителя- это задача каждого родителя. Это непросто. Их мало, сильных и хороших. Ищите. Кружки, Детские центры, школы при домах культуры, хорошие педагоги, понимающие шахматы, естественно есть.
Ищите. Да обрящете. Удачи вам и вашим детям.
Абсолютно неверно истолкована работа тренера в ДЮСШ. С чего автор данной статьи это взял? В первую очередь там идет как раз развивающая деятельность: решение различных задач, анализ партий своих и чужих (чемпионов мира), обучение взаимодействую фигур и многое другое. На начальном этапе зубрежка практически отсутствует, только если ребенок показывает результат на соревнованиях высокого уровня — там действительно надо учить дебюты, точную игру в эндшпиле. Но этим занимаются уже профессионалы. А дрессируют кошек в цирке.
Не вижу, что написал неправильно.
И если ребят более сильных берут профессионалы, как вы говорите, то начальное образование в ДЮСШ по вашему кто даёт? Дворники?
Я говорю о детях со второго юношеского разряда. Вы собственно и не возражаете.
Начальный этап в ДЮСШ заключается в отборе более сильных и талантливых детей, слабые идут в шлак- как ни печально это признавать. Ими уже никто не занимается, и они уже никому не интересны.
В этом и отличие.
Общеобразовательная работа тренера даёт ребёнку то, что никогда не дадут ДЮСШ. развитие мозга, усидчивости, памяти, выбор и расчёт вариантов.
В ДЮСШ это всё заменяют со второго разряда- зубрёжка- дрессировка. Да, дрессируют. Кошек- в цирке, детей- в школах.
У меня много друзей- таких вот тренеров в таких вот ДЮСШ. не самых плохих в стране кстати. Я знаю о чём говорю.
Я тоже знаю, о чем говорю. Я сама в ДЮСШ работаю. И как раз развитие мозга, усидчивость и др. дает именно ДЮСШ. Менее сильные дети никуда не уходят, они просто остаются на своем уровне и с ними ведется работа как раз общеобразовательная. Выполнение разрядов ничего особо не меняет — увеличивается нагрузка, больше требований, но работа ведется прежде всего на понимание позиции, нахождение наиболее лучших вариантов. И даже изучение конкретных дебютов — не простое заучивание, а изучение позиции, плана игры, зачем и с какой целью каждая фигура становится на определенное место ( как и в эндшпиле). Это и есть развитие. Школа не может в принципе дать то, что может ДЮСШ. В первую очередь по причинам, которые вы и описываете — нехватка специалистов, а во вторую очередь — мало времени отводится на шахматы. Внеурочка в школе по шахматам — это одно занятие 30 минут раз в неделю. В отличие от ДЮСШ, где дети ходят чуть ли не каждый день на пару часов.
Если честно, не вижу предмет спора. Благодарю вас за отзыв.
У нас разные мнения, возможно правы вы ,возможно я. В споре рождается сами знаете что )))
Я в целом согласен с автором. В ДЮСШ все равно больше идет упор на результат и он просто необходим при таком подходе. Остальные отваливаются. В этом вижу причину массовой непопулярности шахмат. Мне кажется нам нужно принять, что многие дети могут просто играть в шахматы не показывая больших результатов (рейтинг, места и тд). Своего рода результат это продолжительность занятий шахматам. Иначе ,для рейтинга мы все равно начинаем давить задачками, домашкой и другими методами, не все дети это тянут и просто ломаются. Концентрация на результате мешает детям, родителям и тренеру. Игрой на результат должна заниматься дюсш, а популяризацией учитель. И странно ,что некоторые тренера разносят любителей шахмат, которые зарабатывают деньги. Но развивают этот спорт. По мне более актуальный вопрос не достижения учеником результатов, а способы его увлечь. По результатам более менее понятно ,есть программы, работай по ним и способные заиграют.