Я- тренер по шахматам. Александр Витальевич Огородников.
59 лет, опыт работы с детьми- почти сорок лет. Так вот получилось )))
Когда-то давно, ещё в Советском Союзе, я был чемпионом городов, областей, призёром всесоюзных командных соревнований, кандидатом в мастера спорта по шахматам.
Тогда, ещё в институте, я начал заниматься с детьми, школьниками с 3-его по 5 класс.
Занимался, не имея нормального педагогического образования (диплом воспитателя есть, но он такой старый и левый, что нынешние корочки из переходов на вокзалах выигрывают у него по всем параметрам ).
Потом пришлось начинать кормить семью, зарабатывать деньги, и к шахматам в полном объёме я вернулся не очень давно. Меня три года назад попросила директор детского центра Ольга Владимировна (светлая память) попробовать позаниматься с детьми от 5 до 8 лет, и у меня опять получилось, ещё раз говорю, как ни странно. Возможно какой-то талантик всё же присутствует )
Сейчас, когда я насмотрелся на детских тренеров по шахматам с разных ракурсов, решил попробовать себя немного в другой роли. Создал маленькую шахматную школу (просто школу удобнее продвигать в интернете, ничего больше) из полутора человек.
Шахматный тренер удалённо. Скайп, Зуум.
И вот сейчас занимаюсь с детьми через интернет и, очень редко, по огромному одолжению, на дому у детей. И, неожиданно, с начала локауна, с весны 2020 года у меня снова всё начало получаться.
Довольно быстро набрал учеников, они- их родители, пришли из соцсетей, с моего, вот этого, сайта, со специализированных ресурсов, и идут ещё, но сейчас я уже задыхаюсь, и, чтобы не халтурить, новых принимаю редко.
Чему я как тренер могу научить ваших детей
В чём я , как тренер по шахматам, считаю себя компетентным и что проповедую, если так конечно можно выразиться.
У меня получается работать с маленькими детьми, начинающими своё шахматное образование. Шахматная доска, нотация, фигуры, их взаимодействия, игра с дебюте, комбинации, тактика, оценка позиции, расчёт вариантов, слабые сильные пешки, поля и пункты, лечение зевков, концентрация внимания и памяти — вот то, что я могу рассказать очень профессионально.
Эндшпиль- ладейный, ферзевый, заучивание дебютных вариантов вплоть до 20 хода, — Это уже чуть похуже, и никогда мне самому не нравилось в шахматах.
А ещё мне очень не нравится работа тренеров по шахматам, (особенно в ДЮСШ) которые буквально дрессируют попавших в их лапы детей, заставляя зубрить варианты и позиции.
Да, я понимаю, что шахматы уже не такие романтичные, что побеждают сейчас те, у кого в голове больше места под зубрёжку, и соответственно меньше места под креатив, порывы, искусство, свои мысли.
Но вот такие дети- полуроботы мне откровенно не нравятся, но что можно требовать от тренеров, многие из них- недоучки, ничего кроме шахматной доски не знают и не умеют, с узколобым мышлением и болезненным видом.
Я не хаю людей, просто чётко расставляю приоритеты.
Не каждый сильный шахматист- хороший педагог.
И очень далеко не каждый- умный человек.
Раньше учили так, как сейчас дрессируют в ДЮСШ. Куча дебютных вариантов, зубрёжка продолжений, правила. Всё для того, чтобы ученик принёс победы для тренера и руководства школы.
А каким вырастет этот ученик- по большому счёту их не волнует. А меня- волнует, и даже очень.
С моей точки зрения— ребёнок должен быть умным, сильным, смелым, добрым, адекватно воспринимающим действительность, не зашоренным и креативным. Тогда у него есть шанс вырасти нужным членом общества и просто хорошим сильным человеком.
Не машиной, полуроботом, а креативным свободным гражданином свободной страны.
России. Моей и вашей Родины. Вот так пафосно я думаю о жизни и об учёбе)
Я помогаю моим ученикам стать умнее, и заодно учу их играть в шахматы.
И мне кажется, я прав.