ШАХМАТЫ онлайн | ШКОЛА онлайн

Повторю ещё и ещё раз- шахматы развивают у детей остро необходимые им качества.

Они реально делают детей УМНЕЕ. То есть это два-в-одном. Маленькие человеки становятся первыми по мозгам и ещё в виде очень приятного бонуса начинают хорошо играть в шахматы. Это тоже классно и может пригодиться везде в жизни, не говоря уже о том что это просто умная интреснейшая игра,отличное времяпрепровождение……

Но эта статья не об этом. Эта статья для родителей, которые хотят вырастить из ребёнка чемпиона. И получится ли у них, и не сломают ли они жизнь детёнышу своими хотелками и амбициями……

Почти все слова в этой статье- не мои. Для вас то что говорю я- не слишком авторитетно.

____________________________________________

Вот на одном из форумов http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=580.0 я натолкнулся на очень интересные мысли шахматного тренера, математика, автора нескольких книг, организатора и судью престижных соревнований. Выписки из его мыслей…..

Итак- Калёнов Александр Владимирович https://ratings.ruchess.ru/people/8661   и его сайт http://chessvdk.ru/  (для ознакомления)

Можно ли просчитать вероятность чемпионства в 11 лет?

«Я рассмотрел графики роста по рейтингу самых сильных московских детей, кто ещё находится в детском рейтинг-листе. Не буду показывать как я шёл к итоговому результату — это долго и нудно. Во вкладке квинтэсенция всего этого дела.(Москва- самые одарённые дети)  Это международный рейтинг- обращайте внимание!!!

 

Есть статистика международная среди одарённых детей. Там вид вот такой 

Итоговый результат вы видите. Достигают его только дети, которые изначально по способностям и мотивации к шахматам были уже сильно сильнее и с которыми начали интенсивно заниматься. Решали бы всё только попа-часы (усидчивость, деньги на тренера, количество часов занятий-перевожу), этот результат воспроизводился бы десятками детей, так как фанатизм многих московских шахматных родителей (особливо на начальном этапе) мне известен.
Тем не менее этого не происходит, возможно и потому, конечно, что у многих фанатизм в какой-то момент (в 11-12 лет)  резко идёт на убыль и они завязывают — если не с шахматами вообще, то уж с интенсивом и вкладыванием во всё это дело всевозможных ресурсов — так уж точно.
Имейте в виду. Из этой системы можно выйти. Есть дети, которые выше. Но для этого надо валить из детских шахмат и выстраивать чёткую и серьёзную индивидуальную работу с вложением в неё некислого бабла. (не меньше 10000 долларов  в год)
Понятно так же, что еже ли в 15 лет не бросить это всё, поступить потом в РГСУ (РГУФК), то можно когда-то там и гроссом стать и …
Вот только в Линаресе играть вряд ли доведётся, хотя наверное всегда возможно какое-то яркое исключение из правила, но сие будет просто флуктуация.

Почему так происходит, и могут ли озабоченные мамы, таскающие своих вундеркиндов на все соревнования ко всем тренерам и выбрасывающие бешеные деньги и огромное время, своё и детей, всё же добиться успеха?

Вот график ниже, и прикладываю программу, разработанную этим тренером. Там вы сами можете подставить результаты по всем соревнованиям своих детей и понять, смогут ли они подняться очень высоко. ВНИМАНИЕ- это рейтинги ФИДЕ !!!

Откройте программу и перенесите в неё достижения вашего ребёнка по годам.

И посмотрите. В какой зоне они будут находиться. Если к 11 годам он или она не поднимется выше жёлтой зоны, дальнейшие вливания денег и времени бессмысленны.

ПОЧЕМУ к 11 годам?

В последнем рейтинг-листе ФИДЕ 1993 ребёнка 2000-го года рождения. Им как раз 12 лет. Так вот. Только пятеро из них имеют рейтинг ФИДЕ больше, чем 2200.
Это 0,2 процента. Вот это как раз и есть одарённые, а не продукт ранней накачки.
Да и то (понятное дело) что ещё ничего не гарантированно — самое сложное только начинается — пройдена лишь половина пути и самая лёгкая половина.

лишь только на то, чтобы читающие это родители хоть о чём-то задумались, а не на истину в последней инстанции (будущее покажет) а то ведь ты не представляешь сколько людей мыслят как тот израильский папа — сто пунктов в год и золотой ключик у нас в кармане — терпение и труд (правильные методики и ЗиЗ тренер) всё перетрут и так далее…

1. Итак, ранняя специализация.
2. Специализация — специальность — профессия.
3. Кого готовят интенсивно вкладываясь в шахматное обучение ребёнка — а? На что претендуют? На воспитание будущего тренера по шахматам? Полноте. Хотя есть и те, кто это утверждают… ОНИ ВРУТ!
4. Профессия — то, что кормит.
Вот у меня профессия педагог. Я этим живу — она меня кормит. Но я не тренер и уж тем паче меня нельзя назвать профессиональным шахматистом.
5. Профессиональный шахматист — это игрок, который получает деньги за то, что он играет в шахматы на соревнованиях и это его основной заработок и основной вид деятельности, которым он занимается и за счёт которого он живёт.
Все остальные люди НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ШАХМАТИСТАМИ.

Расходы — 10000$ — цифра очень похожая на истину.
К примеру поездка в Казань- 13000 рублей- квартира-10000 еда + дорога итого около 1000$.
В турнирах надо участвовать 1 раз в месяц , умножаем на 12. Итог около того.
Причём не оплачивется ничего, даже очень успешные выступления на первенствах России и Европы.

И не будет никогда оплачиваться — неужели вы этого не понимаете? Это же очень просто.

Шахматы- это бизнес на детях

Шахматы — это большой и всемирный бизнес на желании детей играть в очень интересную игру,  родительских и тренерских амбициях и более ни-че-го. Всё остальное что вы можете прочитать на разных глянцевых сайтах или послушать от разных шахматных деятелей — словесная шелуха и не более того.

Если вы представите, что это как бы график одного условного ребёнка с 8 до 16 лет, то получится картина, которую я наблюдал очень много раз и состоит она вот в чём.

I этап. Пока маленькие мы идём выше эталонного графика
II этап (младший подростковый возраст) мы в него втыкаемся или идём вровень.
III этап (мальчик уже большой) и всё ниже, ниже, ниже…

если после шести лет занятия шахматами (6-12 лет) рейтинг ребёнка 1800+, то сие означает, что 2500 у него не будет ни-когд-да

задача тренера в итоге вывести ученика на тот уровень, когда он будет самостоятельным. Это вышаковый результат.

Когда он сможет сам учиться играть в шахматы и эффективно учиться и ещё у него до кучи и мотивация не пропадёт.

Делают ли шахматных чемпионов в спортивных школах?

в спортивных школах оформляют детям разряды и в определённом смысле от наличия у детей разрядов зависит самое главное в нашей жизни, то бишь зарплата тренеров.

Там всё очень не просто, т. е. не надо думать, что спортивным школам напрямую выгодно печь разрядников как пирожки — это не так.

Однако же и выполнять требования из таблицы Старцева (именно по разрядам прицепленным к рейтингам ФИДЕ) никто в спортивных школах не будет, так как там не идиоты работают, и если законен ещё и более простой путь — убогий вариант ЕВСК, то он и будет применяться. Разве что в чуть более жёстком исполнении.

В одних школах вас заставят сначала сыграть на пятый разряд а потом на четвёртый (которых теперь юридически нет) а других только на четвёртый — это не суть. Но речь в данном случае будет идти не о силе игры ребёнка, основанной на каких-то там знаниях, а всего навсего вы будете наблюдать процесс селекции, когда спортивная школа таким образом просто выясняет сама для себе кто из детей приспособлен к шахматам, а кто — нет.

Кто — нет, потрепыхаются в группе начинающих годик и сами свалят. И таковых бывает очень много… И это естественно.

Тем самым получается, что третий разряд всего-то показатель того, что ребёнок прошёл первичный отсев и только лишь. К знаниям и какой-то там теории заумной никакого это отношения не имеет вообще.

 

ДЮСШ- это та же самая бессистемность. В неделю две игры + теория. На теории изучают что бог на душу тренеру положит. В хорошем настроении тренер — будет изучение теории. В плохом — даст задачки и ушел, решайте сами. Плохое настроение у тренера чаще.

За год прошли темы «отвлечение», «двойной удар», «комбинация», т.е. фактически три более-менее полноценные лекции, остальное время прорешали задачки.

Тут такая штука получается. Я вам объясню. Это опять же к вопросу о селекции. Понимаете, для нормального и успешного существования спортивной школы нет никакой необходимости ни в системности в обучении, ни даже в каких-то супер-пупер ответственных тренерах, которые будут пытаться вкладываться в каждого ребёнка.

Нужно только лишь создать конкуретную среду, а потом подхватить из этой среды тех детей, которые потом и станут гордостью спортивной школы — вот и всё.

Детская спортивная школа по шахматам по своему устройству не предназначена для подготовки по настоящему сильных шахматистов.
Эта устаревшая обучающая система, доставшаяся нам ещё со времён СССР, где она была эффективна, но времена изменились, и в новых реалиях эта система перестала быть эффективной в этом вопросе.

Сильный шахматист — индивидуальный и дорогостоящий проект

Поставим вопрос так: вы были бы довольны, например, если бы наняли ребёнку индивидуального преподавателя по фортепиано, но результатом всех занятий, за которые вы заплатили бы деньги, явилось бы то, что ребёнок играл бы что-то и с умным видом лупил по клавишам, а вы бы реально слышали жуткую какофонию.
Полагаю, что вы прогнали бы преподавателя по фортепиано и правильно бы сделали. Но вся фишка в том, что игра в шахматы ребёнка, который:
— зевает в один два хода с завидной периодичностью
— не знает дебютов
— не видит тактики
и так далее — ЭТО РОВНО ТАКАЯ ЖЕ КАКОФОНИЯ.
Проблема только в том, что она не звучит и сие не слышно для подавляющего числа родителей…
А именно так и играют в шахматы подавляющее число детей во всей стране и во всём мире!
Но картинка благостная создаётся, родители уверены, что заняли ребёнка полезным делом и его развивают, они башляют деньги на весь этот процесс, а дети делают вид, что играют в шахматы.
Они-то действительно просто играют и всё. Но это не имеет никакого отношения к ШАХМАТАМ, кроме внешнего антуража.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ В ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ?

Одни только шахматы постепенно начинают приедаться, особенно когда рост в них приостанавливается, и победы чередуются с ничьими и поражениями. Здесь бы отвлечься, даже чисто из соображений, чтобы немного погодя, вернуться и свежим, незамыленным взглядом обнаружить то, что мешало двигаться дальше. А главное — как это можно побороть.

Если шахматист, извиняюсь за тавтологию, ничего кроме шахмат не знает, то при наступлении творческого кризиса он оказывается в опасном положении. Настолько опасном, что кризис порой… оказывается непреодолимым.

Действительно: не умея ничего, кроме как двигать фишки, ты вынужден зарабатывать ими на жизнь. (Я вам скажу, что большинство тренеров спортшкол именно такие неучи)

И вроде есть осознание необходимости паузы или как сейчас модно говорить «перезагрузки», но возможности нет. Или есть, только для этого надо переломить себя, что довольно непросто.

Получается замкнутый круг: шахматы надоели, так что иной раз смотреть на них сил нет, а жить надо, кушать хочется, потому приходиться снова и снова садиться за доску. Этим летом я недолго общался с одним гроссмейстером, который некогда был одним из сильнейших в России и работал секундантом на матчах самого Каспарова. А потом… Да, попал в замкнутый круг, до сих пор ходит по нему…

Впрочем, такова печальная участь многих, кто решил себя связать с шахматами и только с шахматами.

Вот так ((((

Для тех, кто тянет своих детей за шкирку к шахматному чемпионству
просмотров: 4213

Для тех, кто тянет своих детей за шкирку к шахматному чемпионству: 2 комментария

  • 07.07.2021 в 19:40
    Постоянная ссылка

    После занятий шахматами, у ребенка появляются такие навыки как: логическое мышление, хорошая память, умение думать, рассуждать, сосредоточенность, усидчивость, развивают воображение, учат думать на несколько шагов вперед, соревновательный дух, быстрота принятия решений. По своему ребёнку я уже сейчас вижу изменения, хоть мы и занимаемся не так давно. Спасибо преподавателю за то, что учит детей игре в шахматы, ведь от них одна польза 😊

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *