Повторю ещё и ещё раз- шахматы развивают у детей остро необходимые им качества. Концентрация внимания и памяти, объёмное видение, сосредоточенность, усидчивость, расчёт вариантови многое другое…
Они реально делают детей УМНЕЕ. То есть это два-в-одном. Маленькие человеки становятся первыми по мозгам в школах, институтах и ещё в виде очень приятного бонуса начинают хорошо играть в шахматы. Это тоже классно и может пригодиться везде в жизни, не говоря уже о том что это просто умная интреснейшая игра, отличное времяпрепровождение……
Но эта статья не об этом. Эта статья для родителей, которые хотят вырастить из ребёнка чемпиона. И получится ли у них, и не сломают ли они жизнь детёнышу своими хотелками и амбициями……
Почти все слова в этой статье- не мои. Но.
В конце статьи мои выводы из предложенного материала.
____________________________________________
Вот на одном из форумов http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=580.0 я натолкнулся на очень интересные мысли шахматного тренера, математика, автора нескольких книг, организатора и судью престижных соревнований. Выписки из его мыслей…..
Итак- Калёнов Александр Владимирович https://ratings.ruchess.ru/people/8661 и его сайт http://chessvdk.ru/ (для ознакомления)
Можно ли просчитать вероятность чемпионства в 11 лет?
«Я рассмотрел графики роста по рейтингу самых сильных московских детей, кто ещё находится в детском рейтинг-листе. Не буду показывать как я шёл к итоговому результату — это долго и нудно. Во вкладке квинтэсенция всего этого дела.(Москва- самые одарённые дети) Это международный рейтинг- обращайте внимание!!!
Есть статистика международная среди одарённых детей. Там вид вот такой
Итоговый результат вы видите. Достигают его только дети, которые изначально по способностям и мотивации к шахматам были уже сильно сильнее и с которыми начали интенсивно заниматься. Решали бы всё только попа-часы (усидчивость, деньги на тренера, количество часов занятий-перевожу), этот результат воспроизводился бы десятками детей, так как фанатизм многих московских шахматных родителей (особливо на начальном этапе) мне известен.
Тем не менее этого не происходит, возможно и потому, конечно, что у многих фанатизм в какой-то момент (в 11-12 лет) резко идёт на убыль и они завязывают — если не с шахматами вообще, то уж с интенсивом и вкладыванием во всё это дело всевозможных ресурсов — так уж точно.
Имейте в виду. Из этой системы можно выйти. Есть дети, которые выше. Но для этого надо валить из детских шахмат и выстраивать чёткую и серьёзную индивидуальную работу с вложением в неё некислого бабла. (не меньше 10000 долларов в год)
Понятно так же, что еже ли в 15 лет не бросить это всё, поступить потом в РГСУ (РГУФК), то можно когда-то там и гроссом стать и …
Вот только в Линаресе играть вряд ли доведётся, хотя наверное всегда возможно какое-то яркое исключение из правила, но сие будет просто флуктуация.
Почему так происходит, и могут ли озабоченные мамы, таскающие своих вундеркиндов на все соревнования ко всем тренерам и выбрасывающие бешеные деньги и огромное время, своё и детей, всё же добиться успеха?
Вот график ниже, и прикладываю программу, разработанную этим тренером. Там вы сами можете подставить результаты по всем соревнованиям своих детей и понять, смогут ли они подняться очень высоко. ВНИМАНИЕ- это рейтинги ФИДЕ !!!
Откройте программу и перенесите в неё достижения вашего ребёнка по годам.
И посмотрите. В какой зоне они будут находиться. Если к 11 годам он или она не поднимется выше жёлтой зоны, дальнейшие вливания денег и времени бессмысленны.
ПОЧЕМУ к 11 годам?
В последнем рейтинг-листе ФИДЕ 1993 ребёнка 2000-го года рождения. Им как раз 12 лет. Так вот. Только пятеро из них имеют рейтинг ФИДЕ больше, чем 2200.
Это 0,2 процента. Вот это как раз и есть одарённые, а не продукт ранней накачки.
Да и то (понятное дело) что ещё ничего не гарантированно — самое сложное только начинается — пройдена лишь половина пути и самая лёгкая половина.
лишь только на то, чтобы читающие это родители хоть о чём-то задумались, а не на истину в последней инстанции (будущее покажет) а то ведь ты не представляешь сколько людей мыслят как тот израильский папа — сто пунктов в год и золотой ключик у нас в кармане — терпение и труд (правильные методики и ЗиЗ тренер) всё перетрут и так далее…
1. Итак, ранняя специализация.
2. Специализация — специальность — профессия.
3. Кого готовят интенсивно вкладываясь в шахматное обучение ребёнка — а? На что претендуют? На воспитание будущего тренера по шахматам? Полноте. Хотя есть и те, кто это утверждают… ОНИ ВРУТ!
4. Профессия — то, что кормит.
Вот у меня профессия педагог. Я этим живу — она меня кормит. Но я не тренер и уж тем паче меня нельзя назвать профессиональным шахматистом.
5. Профессиональный шахматист — это игрок, который получает деньги за то, что он играет в шахматы на соревнованиях и это его основной заработок и основной вид деятельности, которым он занимается и за счёт которого он живёт.
Все остальные люди НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ШАХМАТИСТАМИ.
Расходы — 10000$ — цифра очень похожая на истину.
К примеру поездка в Казань- 13000 рублей- квартира-10000 еда + дорога итого около 1000$.
В турнирах надо участвовать 1 раз в месяц , умножаем на 12. Итог около того.
Причём не оплачивется ничего, даже очень успешные выступления на первенствах России и Европы.
И не будет никогда оплачиваться — неужели вы этого не понимаете? Это же очень просто.
Шахматы- это бизнес на детях
Шахматы — это большой и всемирный бизнес на желании детей играть в очень интересную игру, родительских и тренерских амбициях и более ни-че-го. Всё остальное что вы можете прочитать на разных глянцевых сайтах или послушать от разных шахматных деятелей — словесная шелуха и не более того.
Если вы представите, что это как бы график одного условного ребёнка с 8 до 16 лет, то получится картина, которую я наблюдал очень много раз и состоит она вот в чём.
I этап. Пока маленькие мы идём выше эталонного графика
II этап (младший подростковый возраст) мы в него втыкаемся или идём вровень.
III этап (мальчик уже большой) и всё ниже, ниже, ниже…
если после шести лет занятия шахматами (6-12 лет) рейтинг ребёнка 1800+, то сие означает, что 2500 у него не будет ни-когд-да
задача тренера в итоге вывести ученика на тот уровень, когда он будет самостоятельным. Это вышаковый результат.
Когда он сможет сам учиться играть в шахматы и эффективно учиться и ещё у него до кучи и мотивация не пропадёт.
Делают ли шахматных чемпионов в спортивных школах?
в спортивных школах оформляют детям разряды и в определённом смысле от наличия у детей разрядов зависит самое главное в нашей жизни, то бишь зарплата тренеров.
Там всё очень не просто, т. е. не надо думать, что спортивным школам напрямую выгодно печь разрядников как пирожки — это не так.
Однако же и выполнять требования из таблицы Старцева (именно по разрядам прицепленным к рейтингам ФИДЕ) никто в спортивных школах не будет, так как там не идиоты работают, и если законен ещё и более простой путь — убогий вариант ЕВСК, то он и будет применяться. Разве что в чуть более жёстком исполнении.
В одних школах вас заставят сначала сыграть на пятый разряд а потом на четвёртый (которых теперь юридически нет) а других только на четвёртый — это не суть. Но речь в данном случае будет идти не о силе игры ребёнка, основанной на каких-то там знаниях, а всего навсего вы будете наблюдать процесс селекции, когда спортивная школа таким образом просто выясняет сама для себе кто из детей приспособлен к шахматам, а кто — нет.
Кто — нет, потрепыхаются в группе начинающих годик и сами свалят. И таковых бывает очень много… И это естественно.
Тем самым получается, что третий разряд всего-то показатель того, что ребёнок прошёл первичный отсев и только лишь. К знаниям и какой-то там теории заумной никакого это отношения не имеет вообще.
ДЮСШ- это та же самая бессистемность. В неделю две игры + теория. На теории изучают что бог на душу тренеру положит. В хорошем настроении тренер — будет изучение теории. В плохом — даст задачки и ушел, решайте сами. Плохое настроение у тренера чаще.
За год прошли темы «отвлечение», «двойной удар», «комбинация», т.е. фактически три более-менее полноценные лекции, остальное время прорешали задачки.
Тут такая штука получается. Я вам объясню. Это опять же к вопросу о селекции. Понимаете, для нормального и успешного существования спортивной школы нет никакой необходимости ни в системности в обучении, ни даже в каких-то супер-пупер ответственных тренерах, которые будут пытаться вкладываться в каждого ребёнка.
Нужно только лишь создать конкуретную среду, а потом подхватить из этой среды тех детей, которые потом и станут гордостью спортивной школы — вот и всё.
- Детская спортивная школа по шахматам по своему устройству не предназначена для подготовки по настоящему сильных шахматистов.
- Эта устаревшая обучающая система, доставшаяся нам ещё со времён СССР, где она была эффективна, но времена изменились, и в новых реалиях эта система перестала быть эффективной в этом вопросе.
-
Сильный шахматист — индивидуальный и дорогостоящий проект
- Поставим вопрос так: вы были бы довольны, например, если бы наняли ребёнку индивидуального преподавателя по фортепиано, но результатом всех занятий, за которые вы заплатили бы деньги, явилось бы то, что ребёнок играл бы что-то и с умным видом лупил по клавишам, а вы бы реально слышали жуткую какофонию.
- Полагаю, что вы прогнали бы преподавателя по фортепиано и правильно бы сделали.
- Но вся фишка в том, что игра в шахматы ребёнка, который:
— зевает в один два хода с завидной периодичностью
— не знает дебютов
— не видит тактики
и так далее — ЭТО РОВНО ТАКАЯ ЖЕ КАКОФОНИЯ. - Проблема только в том, что она не звучит и сие не слышно для подавляющего числа родителей…
- А именно так и играют в шахматы подавляющее число детей во всей стране и во всём мире!
- Но картинка благостная создаётся, родители уверены, что заняли ребёнка полезным делом и его развивают, они башляют деньги на весь этот процесс, а дети делают вид, что играют в шахматы.
- Они-то действительно просто играют и всё. Но это не имеет никакого отношения к ШАХМАТАМ, кроме внешнего антуража.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ В ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ?
Одни только шахматы постепенно начинают приедаться, особенно когда рост в них приостанавливается, и победы чередуются с ничьими и поражениями. Здесь бы отвлечься, даже чисто из соображений, чтобы немного погодя, вернуться и свежим, незамыленным взглядом обнаружить то, что мешало двигаться дальше. А главное — как это можно побороть.
Если шахматист, извиняюсь за тавтологию, ничего кроме шахмат не знает, то при наступлении творческого кризиса он оказывается в опасном положении. Настолько опасном, что кризис порой… оказывается непреодолимым.
Действительно: не умея ничего, кроме как двигать фишки, ты вынужден зарабатывать ими на жизнь. (Я вам скажу, что большинство тренеров спортшкол именно такие неучи)
И вроде есть осознание необходимости паузы или как сейчас модно говорить «перезагрузки», но возможности нет. Или есть, только для этого надо переломить себя, что довольно непросто.
Получается замкнутый круг: шахматы надоели, так что иной раз смотреть на них сил нет, а жить надо, кушать хочется, потому приходиться снова и снова садиться за доску. Этим летом я недолго общался с одним гроссмейстером, который некогда был одним из сильнейших в России и работал секундантом на матчах самого Каспарова. А потом… Да, попал в замкнутый круг, до сих пор ходит по нему…
Впрочем, такова печальная участь многих, кто решил себя связать с шахматами и только с шахматами.
Вот так ((((
Некоторые мои мысли. исходя из собственного опыта…
До 10-11 лет детей можно учить серьёзно, таскать по соревнованиям в своём регионе и раза два в год ездить в столицы на какие-либо серъёзные детские турниры. Можно и НУЖНО постоянно играть онлайн. Портал Личесс Вам в помощь. Если Вы считаете, что талант вашего ребёнка существует и проявляется ярко, наймите тренера. Поищите его по сарафанной почте, по отзывам людей, которым вы доверяете и так далее. Потерпите полгода, посмотрите в конце этого срока, какие вещи ваш ребёнок стал видеть лучше, турнир сыграть, посмотреть на него в новом свете. Попросите другого независимого тренера подсказать, есть ли прогресс. Подумайте, как сделать, но вы ОБЯЗАНЫ для себя уяснить, научил ли чему- нибудь вашего ребёнка этот наставник.
И далее уже решайте дальше. В зависимости от желания ребёнка, вашего желания и возможностей, и вот этих графиков вышеприведённых.
Выдерживает ли ваше чадо линию роста рейтига и силы, грубо говоря. есть ли шанс на спортивные достижения, или нужно перестать мечать о несбыточном и радоваться, что маленький человек умнеет (и это очень хороший результат, уверяю вас) и будет хорошо играть в шахматы…
С уважением- А.В. Огородников.
Интересные заметки.
После занятий шахматами, у ребенка появляются такие навыки как: логическое мышление, хорошая память, умение думать, рассуждать, сосредоточенность, усидчивость, развивают воображение, учат думать на несколько шагов вперед, соревновательный дух, быстрота принятия решений. По своему ребёнку я уже сейчас вижу изменения, хоть мы и занимаемся не так давно. Спасибо преподавателю за то, что учит детей игре в шахматы, ведь от них одна польза 😊