Генетика в шахматах

Этот текст войдёт как раздел в новую статью про уровни развития шахмат. (Царь горы)

 

Здесь мысли уважаемых людей и немного моих размышлений.

Текст очень спорный, признаю, поэтому буду рад возражениям, оценкам и дополнениям.

______________________-

Из интервью с Ильдусом Ильясовичем Ахметовым, директором учебно-научного центра Поволжской академии спорта, доктором медицинских наук.  (https://runnersclub.ru/articles/do-70-protsentov-uspeha-v-sporte-eto-genetika-chempiona-mozhno-nayti-esche-v-utrobe-materi)

Мы привыкли к формуле что чемпионов – это один процент таланта и 99 процентов пота.

С применением спортивной генетики эта формула изменилась.

— Да, она была действенна в начале прошлого века, когда конкуренция в спорте была низка, и стать чемпионом можно было только за счет «пахоты» на тренировках. Сейчас надо понимать, что на одно место олимпийского чемпиона претендуют миллионы занимающихся данным видом спорта, и все они на тренировках не бьют баклуши. Следовательно, в дело вступают гены, до 70 процентов определяющие будущего чемпиона в личных видах спорта.

К примеру, родители двух выдающихся прыгунов с шестом Сергея Бубки и Елены Исинбаевой, практически не были связаны со спортом, и результаты этих двух выдающихся легкоатлетов современности – целиком и полностью заслуга их, их тренеров, но никак не генное вложение родителей. Следовательно, для получения практически гарантированного рекордсмена мира по прыжкам с шестом необходим ребенок от двух великих прыгунов?

— Теоретически – да. Уйдя от человеческой конкретики, возьмем в качестве примера исследования на крысах. Собрали группу крыс, одни из которых были более выносливы, другие – менее. Спарили выносливых с выносливыми, слабых со слабыми, и обнаружили результат, что потомки выносливых крыс стали выносливее, чем их родители. Через 6 поколений разница в показателях выносливости между двумя группами составляла 170 процентов, а через 18 поколений уже 615 процентов.

Если говорить об исследованиях на людях, то ребенок в семье, где один из родителей серьезно занимался спортом, на 50 процентов предрасположен к тому, чтобы стать выдающимся спортсменом. При условии, что оба родителя профессионально занимались примерно одним и тем же спортом, вероятность того, что их ребенок будет успешным в спорте повышается до 75 процентов.»

С форума http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=4334.45 

В спорте (требующем иметь природные качества человека, которые непосредственно влияли на его выживание) предрасположенность может более 70 процентов и нет, а вот в шахматах, которые мало того, что относятся к интеллекту (откуда 80-20 -то идёт) так ещё и в основе имеют комбинаторное мышление, которое является дополнительной опцией для гомо-сапиенса — о чём в статье и написано чёрным по белому — читайте про сложно тренируемые навыки, вес генетики ещё более увеличивается.

Дерево расчёта вариантов в шахматах

Пояснение- Комбинаторные задачи- задачи, требующие перебора всех возможных вариантов и подсчёта их числа.

Комбинаторное мышление в шахматах, то есть возможность оценивать, анализировать варианты развития ситуации и их последствия на 2-3-7 ходов вперёд, чрезвычайно тяжело тренируется у детей, даже в возрасте от семи до 12 лет.

____________________

Ключевое : там где качества спортсмена очень плохо тренируются, там вклад генетики огромен.

Способности считать варианты (комбинаторные способности) именно и относятся к тем качествам, которые очень плохо тренируются.

Они тренируются конечно, но С ОГРОМНЫМ ТРУДОМ. (далее читайте статью выше  про спортивную генетику)
И планка силы игры для человека у которого нет этих способностей от природы, но которого только дрючат Конотопом всё равно будет крайне низкой.

________________

Нынешнее поколение нужно готовить к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, и постоянной, профессиональной учебе, к повышению своего культурного уровня. Следовательно, человек XXI века должен уметь принимать решения в условиях неопределенности, индивидуальных для каждой личности, и значит нельзя сформировать единую, для каждого человека (бизнесмена, рабочего, продавца, интеллигента, военнослужащего) модель жизни.

Если тупо- то для того, чтобы видеть комбинации в шахматах, анализировать варианты и видеть лучшие ходы- нужен талант. Хоть режь. Талант обладания комбинаторным мышлением,  быстрейшим развитием наглядно – образного мышления (развитие умений мысленно решать задачи).  У одних детей он есть в полной мере, таких мало, у других отсутствует или слабый. Пример из моей практики- Очень хороший умный мальчик, 10 лет, подходит ко второму взрослому разряду,  принципиально не видит комбинации. НЕ ВИДИТ!!! Шахматист в очень хорошими навыками для своего возраста. От этого он бесится, боится играть острые позиции, и тем самым выхолащивает свою игру. Я такого не видел никогда, ну чтобы ВООБЩЕ. Но вот есть. Самое интересное, что у него есть брат на два года старше, тоже занимается шахматами, и тоже с таким же нулевым комбинаторным зрением. А мама хочет, чтобы сын рос, просит меня помочь, а там, ну некуда. Это генетика, я думаю. Какой-то общий родительский вывих, возможно. И я помогаю. Мы с ним грузим в мозг шаблоны комбинаций, положений, множество и разных. Таким образом увидев на доске во время партии что-то похожее, а это ему по силам, он может просто выудить со склада подобный шаблон и вспомнить метод решения задачи.  Но это просто от отчаяния.

И вот тут фразы из интервью выше очень подходит. В шахматах генетика играет ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ роль. Не 70 процентов, как в других видах спорта, а все 80!!!

Иными словами, если муж с женой сантехники, то шанс у ребёнка стать чемпионом невелик. Уж извините. У меня у самого отец шоферил, мама бухгалтер, я вот умный относительно, в кого не знаю, но я и не чемпион. Я прекрасно осознаю свои ограничения и не лез и не лезу наверх. Чтобы стать мастером спорта, моих способностей, с помощью моих дорогих тренеров, Михаила Михайловича Шахова и Лазаря Насоновича Капелюша, вполне хватило бы, если бы не сволочные девяностые годы. А вот дальше- увы.

Хорошо, а у кого генетически шансов больше? Я думаю, у детей родителей, а так же бабушек и дедушек, обладающих комбинаторным мышлением, прошедшим через высшие учебные заведения ( не корочки получившие заочно или в переходе, а отучившиеся со смыслом), и умеющим применять навыки, полученные при обучении, в реальных условиях, в работе и жизни. Это Инженеры, Айтишники, Врачи, Учителя, в общем- интеллигенция по сути. Настоящая, не ГОВНО НАЦИИ, которая сбегает при первом шорохе из страны, как крысы с корабля.

 

Это важно, так как моральная составляющая у шахматиста обязана быть.

Иначе он просто никто без Родины и места в жизни, легко меняющий гордый флаг своей страны на грязную тряпку ФИДЕ…

____________________

 

С другой стороны- многие родители, помыкавшись по турнирам и выкинув огромные суммы на тренеров всякого пошиба, приходят, и правильно приходят к выводу, который должен по моему мнению, быть поставленным во главу угла.

«Шахматы имеют огромное значение для развития способностей ребёнка. А это значит- ему нужно расти, двигая фигуры и учась думать, играя в эту изумительную игру.»

Будет ли ребёнок великим шахматистом? ч. 2. (Царь горы)
просмотров: 263