Мам, мы летом на море поедем? На море, сынок, поедет твой шахматный тренер.
Если ребёнок просто родился таким, что ему комбинаторные задачи мука-мученическая, но он рисует шикарно и голос красивый и что, вы из него шахматиста сделаете? Да не сделаете никогда вообще!!!
Талант (способности) развиваются на основе генетической предрасположенности к определённым занятиям.
Кроме среды (обучение) и генетики ничего больше на то, чтобы человек научился играть в шахматы- не влияет. Вообще, в педагогике ещё рассматривают третью составляющую (воспитание) но она тут совсем не к месту, ибо и невоспитанный человек запросто может круто двигать фишки.
И в рамках этой системы можно очень многое объяснить.
( А. Ф. Каленов. Шахматный тренер. Москва)
____________________________________________________
Много букв, поэтому для особо ленивых- оглавление…
1. Шахматисты, которых бросили
2. Советы родителям юных шахматистов
3. Ещё про первый этап понимания шахмат. Куличики
4. Второй этап понимания шахмат. Царь горы
____________________________________________________
Лестница в небо. Шахматы как возможность реализоваться вашему ребёнку.
Чем выше в облака, тем меньше претендентов в чемпионы. А почему бы не мой или не моя? Чем они хуже?…….
Шлёпать фигурами по доске может каждый. КАЖДЫЙ. Лепить куличики, даже красивые и ровные, обыграть таких же неумех однажды и получить третий юношеский разряд, да ещё Российский рейтинг впридачу. Да.
Таких детей миллионы на Земле. С уровнем ниже плинтуса, но с уже проснувшимся самомнением, своим и родителей. А как же. Мой ребёнок выиграл престижный турнир!!! Как называется? То ли Мамкин лес, то ли Папкина поляна… В общем- красивое элитное название….
Они приходят, уходят, снова и снова пытаясь понять, что в этих шахматах такого интересного, что все туда рвутся… Если в такой момент у ребёнка уже есть рейтинг, то часто он выглядит вот так.
Шахматисты, которых бросили
Это- Москва. Мальчику 9 лет. Престижная ДЮСШ с престижным названием. За индивидуальное занятие тренеры школы требуют до пяти тысяч рублей в час. Не хотите, будут в группах тянуть кота за хвост и держать в бесперспективных, пока родителям не надоест самим платить и платить…
Детей заставляют зубрить дебюты, смысла построений в которых дети не понимают, кучу разных названий, определений, решать случайные задачки, вырванные тренером за пять минут до занятия наспех из любой случайной книжки… Зубрят, зубрят, зубрят. Главное не учёба, главное-отчёт. Пороки общеобразовательной школы во всей её красе. Все здесь, сконцентрированы…
А это Нижегородская область, Тоже ДЮСШ. Тоже мальчик, тоже девять лет. Аппетит поменьше, просят всего лишь 2000 рублей за 45 минут. Нравы одни и те же….
.
А просто так, по должности и так, как должны учить- тренеры подчас не работают. Сварганить платный турнирчик, отсудить, поделить прибыль, вытянуть у тщеславных родителей бабки, съездить на соревнование с лучшими покрасоваться, имидж поправить, а в школе за тебя отработает, раздаст задачки и не будет проверять решения очередная ломовая сутулая грустная лошадь, тренер, которому не подвезло в жизни… И везде всё то же самое. Везде. По всей стране… ( Я работаю по всей России, поэтому уверен в своих выводах)
Это система. Такая же, как в чиновничьей среде. Тренер или вливается в неё, или выбивается и изгоняется. Все пороки общеобразовательной школы перенесены сюда, в ДЮСШ. Результат- в далёкие девяностые в Нижегородской области всего две спортивные школы выдавали на гора море классных шахматистов, больше тысячи перворазрядников и КМС было тогда в Нижнем. Сейчас на пять ДЮСШ — 59 обладателей высоких спортивных разрядов. И так везде. ДЮСШ выродились вместе с образованием. Поменялись приоритеты, условия, цели. И мы имеем то что имеем. Пустоту.
Не буду показывать успехи детей из шахматных клубов в районах. Там тренеры слабые подчас, и дети маринуются годами. Бесплатно, но без движения вверх. Что хуже, не знаю… К чему это я?
Всегда давал родителям совет- забирайте от таких тренеров своих детей…
А потом понял, что не до конца прав.
КАК родители, не разбирающиеся в шахматах, могут понять, есть у ребёнка талант или нет, или с ним работает не тот тренер ?
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ юных шахматистов
- Если у Вашего ребёнка рейтинг ФШР годами болтается между 1000 и 1100, то возможны три варианта такого плохого положения вещей. 1. Его считают бесперспективным и поэтому не учат, 2. Или не учат, потому что ПЛОХОЙ ( не всегда слабый, а просто плохой, равнодушный, или жадный, или неумелый) ТРЕНЕР, 3. Или, извините, очень слаб ваш ребёнок. (Так бывает очень редко, но бывает. Плохая память, рассеянный, не может сконцентрироваться, гиперчувствительность и гиперактивность, причин немало….)
- Как узнать, что у ребёнка есть шахматный талант, то есть способность к комбинаторному мышлению (Анализ ситуации, расчёт вариантов) Я тут копался на Личессе, и совершенно случайно выудил там изумительный цикл задач. Отдаю вам, не жалко. Обозвали они эту тему конечно по деревенски, но суть ведь не в названии, суть в том, что решая- или не решая, эти именно задачи, ребёнок покажет вам, есть у него огонёк шахматный или нет вовсе. (Если есть, и ниже в ролике я объясню как выявить талант на основе решения таких задач, если есть, то забраться далеко и высоко шансы изначально большие. Да- нужны деньги, да- хороший тренер, да- потеря времени, сил, но шансы есть. Если талант не виден, ребёнок может при упорстве и огромном желании добраться даже до мастера спорта, но выше некуда. Это как так называемый «одноногий футболист» с одной рабочей ногой, которой он может хорошо отдать пас или ударить по воротам. Он может сделать карьеру и хорошо играть, но в большие клубы его никогда не пригласят.) Здесь тонкость- находясь в песочнице, лепя куличи, ребёнок не может рассчитать больше одного хода в шахматах. Нет навыка. Поэтому вам придётся платить тренеру минимум за год занятий. НО!!! на второй год обучения ВСЕ !!! нормальные дети с хорошим тренером уже могут считать на два хода вперёд, а значит, и решать, пускай на самом примитивном уровне- вот эти задачи. https://lichess.org/training/short
.
- Даже если родители ничего не понимают в игре, статистику-то они могут разобрать. На этом же Личессе существует у каждого человека, аккаунта свой личный рейтинг. И, хотя он немного кривой, и не совпадает с рейтингом ФШР, но он тоже работает. К примеру- рейтинг Российский у вашего ребёнка- 1100. Значит, рейтинг Личесса при условии, что ребёнок играет к примеру в рапид (быструю игру) там довольно часто, должен быть не менее 1300. НЕ МЕНЕЕ. Как пример приведу типичные рейтинги моих учеников.Просто так, по своему, считает Личесс, у него рейтинг часто выше общеРоссийского… Поэтому если есть разница в рейтингах 250-300 баллов, то это хорошо. Но если рейтинги примерно равны, значит что-то неладно. Значит следует просто отнять 200-300 единиц от Личессовского рейтинга. И вы получите настоящую, слабую силу игры вашего ребёнка. Настоящую, а не ту, которую Вам льёт в уши тренер по шахматам.
- Ну и конечно нужно пытаться выяснить про своего тренера как можно больше подробностей. Сарафанное радио вам в помощь. (Пишу везде, и напоминаю здесь, что тренеру очень тяжело, всегда тяжело эффективно работать в группе более 7 человек. Поэтому обычно он выделяет двух-трёх, с ними возится, они растут, если он умеющий, а остальным достаются листочки в заданиями и клеймо- безперспективные. Извините, это правда жизни. Я например дополнительно к своей работе в интернете занимаюсь с детьми в культурном центре. Делю их так, чтобы в каждой группе были примерно равные по силам ученики. Тогда сильные не скучают, а слабые не опаздывают. Так легче и тренеру и гораздо больше пользы для детей. И дети там у меня растут, не слишком быстро, медленнее, чем на индивидуальных занятиях в интернете, но растут ВСЕ. И это правильно. У каждого должен быть шанс )
- Ещё. Мне недавно мама одной маленькой изумительной девочки поведала, что в Москве и Питере среди родителей распространяется такая фишка- Достаточно сыграть 30 турниров, и ваш ребёнок будет расти в шахматах. (И ваша щетина превратится в золото…. И ваш ишак научится говорить….) Не научится. Не превратится. Не будет расти необученный ребёнок. НЕ БУДЕТ. Организаторов и тренеров понять можно. Каждый турнир- золотинка в карман. Что плохого? А вот таких родителей понять тяжело. Их считают за лохов, вешают макароны на уши, тащат из кармана деньги, ГОДАМИ… И они платят, платят, платят, надеясь… НА ЧТО?
- Если рейтинг ФШР годами вот такой, как на картинках выше, Между слабо и очень слабо… То вас тупо разводят на деньги ваши любимые тренеры…
- Ну и для чуть больше, чем ничего понимающих в шахматах родителей могу предложить тест, он находится справа вверху на страницах моего сайта https://chessiki.ru/121-2 (вы вместе с ребёнком должны найти полчаса, и если из сорока случайных вопросов будет решено тридцать заданий, то это уже приличный результат после максимум двух лет группового обучения. Ну и здесь вот внизу есть план обучения и перечислено то, что опять же должен знать каждый юный шахматист после двух лет обучения в группе. https://chessiki.ru/chess/dokumenti-shahmati/izuchenie-shahmat-samoe-nachalo.html
Вот вам подсказки, сделайте всё как я показал, и решайте уже по результатам. Не мучайте детей, если у них нет таланта шахматного, наверняка есть другой, ищите хороших тренеров, если талант есть и вы в этом уверены на сто процентов, помогайте своим детям, не пускайте на самотёк.
Это ваши дети, это ваше будущее. Никто кроме вас их наверх не вытащит. Только Вы.
ВТОРОЙ ЭТАП ПОНИМАНИЯ ШАХМАТ. Царь горы
Второй уровень понимания шахмат
Родители должны отдавать себе отчёт, что игра с детьми рейтингом от 1100 до 1300- это конкурентная борьба со всеми её веселухами. Первенство районов, городов, областей, округов, куча различных кубков и платных турниров.
Тренеры заставляют учеников зубрить ловушки, чтобы уже в начале партий загнобить соперника до слёз. Изучают партии противников, платят за них ДЕНЬГИ! Тысячи рублей. Просто чтобы понять, что павлик морозов играет только один дебют, который он вызубрил, и готовят ему в очной встрече громадную подставу. Дети выбегают из игровой зоны, советуются с педагогами, те им подсказывают, иногда наглеют до такой степени, что встают у игрового стола и прямым текстом транслируют ученику ходы.
Маленькие ребятишки семи- десяти лет становятся заложниками жадности устроителей турниров с одной стороны и тщеславия родителей с другой. Никому не интересно, что у детей появляется неприятие игры, потом отвращение, потом невыносимое чувство нежелания никогда больше не садиться за доску.
Это конкуренция, детка.
На этом этапе отсеивается ещё минимум четверть ребятишек. Маленькие человеки не всегда гладко воспринимают основной закон нашей больной конкурентной цивилизации- плюй на ближнего, гадь на нижнего…
Некоторым, и многим- он претит. Но маленькие не решают здесь ничего.
Это смотрится отвратительно, страшно и грязно. Но так есть, и это данность.
Дети, форсирующие свой рост, более талантливые, подходят к этим маленьким вершинкам раньше других и уже оттуда пытаются спихнуть конкурентов. Картина невесёлая, но азартная.
Второй уровень понимания шахмат — уровень жесточайшей конкуренции…
Снова слово тренеру Марии Лысенко- «2 юношеский разряд.
Уровню 2 юношеского соответствует умение не только самим создавать элементарные угрозы, но и замечать все одноходовые угрозы соперника, видеть его планы атаки и пытаться препятствовать им, и самим вести более грамотную атаку, направленную не только на угрозу мата в 1 ход (маленькие дети часто готовы хоть половину фигур отдать ради того чтобы поставить мат, а на этой ступени они уже должны строить атаку более аккуратно и хитро, уметь активизировать свои фигуры).
Умение в партиях в простом виде использовать тактические приемы борьбы (комбинации) с защитником фигур или клеток (отвлечение, завлечение, уничтожение защиты). Сюда же добавлю начальные знания по эндшпилю — правило квадрата, оппозиция, элементарные позиции король и пешка против короля, ферзь против пешки на предпоследней линии. Российский рейтинг здесь примерно 1070-1150.
1 юношеский разряд.
Для того, чтобы уровень соответствовал этому разряду, сюда уже должны добавляться конкретные знания хотя бы по нескольким дебютам, а не просто общие принципы развития фигур, знания нескольких дебютных вариантов на уровне хотя бы 5-6 начальных ходов и затем дальнейших идей расположения фигур за белых и черных, а также владение некоторыми простыми дебютными ловушками.
Уверенно ставят мат ладьей. Не путаются в окончаниях король пешка против короля (прорыв, длинная оппозиция, отталкивание плечом, обход короля), понимают, как и зачем создавать отдаленную проходную, имеют начальные знания по ладейным окончаниям (общие принципы, позиция Филидора, мостик, ладья против пешки), могут уверенно в партии выиграть ферзем против пешки на предпоследней линии и знают план защиты за слабейшую сторону в ничейных позициях, понимают разницу между окончаниями с разноцветными и одноцветными слонами.
То есть, самые базовые эндшпильные позиции они не просто изучили на занятии, а способны в партии вспомнить и применить знания.
Понимают базовые основы стратегии, не создают себе сами слабые пешки, знают, как располагать фигуры (борьба за открытую линию, форпост), умеют делать несложные маневры фигур для улучшения их позиции. Атакуют более грамотно, без неоправданных жертв, постепенным усилением фигур и направлением их в сторону короля соперника.
Могут просчитать тактику на 2-3 хода в партии (на занятиях могут вслепую считать форсированные маты в 4 хода).
Владеют помимо ранее перечисленных такими приемами как рентген, завлечение, перекрытие, спертый мат.
Рейтинг здесь примерно 1150-1300 российский.»
От себя добавлю.
Очень несложно начать выигрывать в песочнице, слабому против слабых. Я просто даю таким моим ученикам оружие- КОМБИНАЦИИ. И они против необученных соперников, голых и без ничего, легко выигрывают почти всегда. Это просто и очевидно.
А вот дальше, на втором этапе, начинается жёсткая борьба, и одного вида оружия недостаточно.
Если вкратце. В арсенале юного шахматиста на этом этапе должны быть знания
- Комбинации- подробно
- Пешечный эндшпиль- подробно
- Ладейный эндшпиль- основные понятия
- Дебютные заготовки- основные
- Умение считать на 2-3 хода вперёд
- Азы позиционной игры
- Слабые и сильные пешки, поля, пункты
Тогда Российский рейтинг вашего ребёнка будет приближаться к 1350,
а Личессовский- к 1600-1700.
И всё будет хорошо )))))
__________________________________________________
Те из детей, кто выжил, не сломался, растёт и идёт дальше, будут встречаться со всё новыми вызовами… На пути слабых и беззащитных- Чёрный лес с волками…
Но об этом- позже…