ИТАК...
Дорогие начинающие тренеры по шахматам! Эта таблица впитала все без исключения мои разработки за несколько лет. Она опробована на детях, их родителях и на педагогах по внеклассному воспитанию в разделе "Шахматы". Она или её части используются, суда по интернету, в разных концах нашей большой страны. В Хабаровске, Московской области, в Карелии, Нижнем Новгороде, по ней работают как клубные тренеры, так и ДЮСШ. Пожалуйста, не жалко, пользуйтесь. Знания должны приносить пользу.
Никаких пояснительных записок, сворованных и лежащих тоннами в инете, ни разбивки по часам, никаких психологических и физических обоснований. Никакой чуши, которую учителей заставляют писать чиновники МинОбразования. Только Суть. Только нужное вам, ТРЕНЕРАМ.
Больше того, я добавил сюда статьи и видео, записанные за последние полгода, те материалы, где буквально на коленке разжёвываю основные вещи. Вам остаётся только всё это осознать и понять. И использовать в своей практике, уже самим расставляя очерёдность и приоритеты для ваших учеников.
Я желаю Будущим тренерам воспользоваться этой программой занятий и быть всегда хотя бы на шаг опытнее и сильнее своих учеников )))
Удачи. С уважением - тренер по шахматам Александр Витальевич Огородников.
Начало. Знакомство. Памятка, обращение к начинающим тренерам и педагогам.Очень коротко про занятия с начинающими учениками. Для начинающих учителей.История шахматной игрыФакты, рассказы, легенды... Познакомить детей с шахматами. Рассказать о том, что игра в шахматы – древняя интересная игра. Факты и легенды о зарождении шахмат, Чатуранга, проникновение шахмат в Россию. Легенда о шахматной доске и рисовых зёрнышках. |
Памятка для начинающих тренеров видео текст Азы |
---|---|
Шахматная доска — Нотация Базовые понятия- шахматная доска, поле, Чередованием белых и черных полей на шахматной доске, линии, вертикаль, горизонталь, диагональ. Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между игроками. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная и диагональная линии. Рисовать, показывать руками, заучивать, пока дети не запомнят. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. (Змейка простая и сложная, повторять занятие, пока не будет доведено до автоматизма) На занятии, одном или нескольких- рисовать, постепенно закрашивая и уточняя, шахматную доску. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Дальше- Нотация, для чего нужна, как записывать, адреса и цвет клеток. латинские буквы заглавные G, H,D, или прописью- g, h, d, b - не важно, способы, блокноты для записи , прочее... |
Упражнения Запись партии, бланки
|
Шахматные фигурыКаждую фигуру нарисовать в тетрадке. Так , как её видит ребёнок, желательно каждую в четверть, пол-листа, крупно. Если тяжело рисовать, обвести по контуру, положив на лист бумаги. Ценность, сила шахматных фигур, сколько будет в пешках. Понятие КАЧЕСТВО. Дети должны научиться понимать ценность фигур, их различие, как они ходят, по каким линиям, есть ли какие-то исключения (рокировка короткая и длинная, взятие на проходе и т.д.) Как ходят и бьют фигуры, по каким линиям. Обязательно рисовать в тетради... Игра ЗМЕЙКА простая и сложная... Взятия, что выгоднее... Где лучше стоять фигурам на доске Пешки (Взятие на проходе, пешечный забор, дыры в заборе, изолированные, сдвоенные пешки, слабые и сильные пешки, базовые понятия слабых и сильных полей, проходные пешки (защищённая, удалённая, прорыв), превращение пешки, ходы и взятие, ходы из начального положения, по каким линиям, пешка и король против короля- как выиграть?) Ладьи, слоны, ферзи, кони, в конце- Король. Чтобы перейти к нападениям на Короля- к шахам. Как ходят, как берут, сила и слабость каждой фигуры. |
Пешки. Слабые и сильные пешки, слабые и сильные поля |
Нападение на Короля. Шах, Мат, ПатКороль и нападения на него. Чем шах отличается от мата. Три способа защититься от нападения. Шах и мат различными фигурами. Мат ферзём, мат ладьёй, мат двумя ладьями, мат двумя слонами. Ферзь и Король против Короля, Ладья и Король против Короля. Линейный мат, Эполетный мат. Почему Король бесценен? Король- маленький ферзь. Когда он должен прятаться а когда активен. Что такое шах, мат и пат. Когда партия заканчивается. Типичные матовые позиции. Мат в 1 ход, мат в 2 хода |
|
Дебют- начало партииНачало партии, как расставить фигуры, Ферзь любит свой цвет, какое поле должно быть слева внизу у белых и т.д. Основные принципы дебюта- базовые понятия Каким фигурами, пешками нужно ходить в начале, какими не рекомендуется, в какой последовательности, сколько раз, для чего, как расставлять фигуры в дебюте, зачем делать рокировку, что такое центр и зачем его захватывать, какие бывают дебюты, чем отличаются. Открытые, полуоткрытые, закрытые дебюты. Типичные ловушки, маты в начале партии. В 2 хода, в 3 хода, детский мат и т.д. |
|
СТРАТЕГИЯ и ТАКТИКА в шахматах. КОМБИНАЦИИЧто такое стратегия и тактика в игре и жизни, примеры. Позиционная игра- стратегия. Что такое комбинации (страшное оружие в руках маленького шахматиста) зачем они нужны и какие бывают. В первый год обучения каждой комбинации, а их множество, нужно уделить по одному- два занятия, на втором году обучения ещё по два- три, включая и решение предложенных задач. ОБЯЗАТЕЛЬНО. Двойной удар, связка, вскрытый и двойной шах, вскрытое нападение, отвлечение, завлечение, промежуточный ход, уничтожение защитника, перекрытие, перегрузка, рентген и другие. Сначала списком, с несколькими примерами по каждой, потом сразу же обязательно рассмотреть каждую, не менее одного- двух занятий на каждую комбинацию. |
|
Взаимодействие фигур -ЗЕВКИАтака и защита, - уметь планирование нападения на фигуры противника, организация защиты. Обязательно уметь видеть нападения со стороны соперника, всегда следить за его ходами, защищать свои фигуры, самим нападать и создавать угрозы. Видеть всю доску, а не маленькие участки, не зевать свои фигуры, стараться располагать фигуры так, чтобы они защищали друг друга и помогали нападать на соперника. Видеть выгодные и невыгодные взятия, считать сколько фигур нападают и защищают, стараться нападать на Короля и чужие фигуры.
|
|
Эндшпиль - Малофигурные, Пешечные окончания.Роль короля в конце партии. Король с пешкой против короля. Правило квадрата. Борьба короля против крайней (ладейной) пешки. Король с пешкой против Короля с пешкой. Оппозиция. Ближняя и дальняя. Отталкивание плечом. Выжидательный ход. Проходная пешка. Отдалённая проходная пешка. Защищенная проходная пешка. - Пешечный прорыв. Окончание две пешки против одной. Фигура против пешки. - Борьба ферзя против пешки. - Борьба ладьи против пешек. Борьба слона против пешки. -Борьба коня против пешки. Легкофигурные окончания. Слон против пешек. Конь против пешек. Слон с пешкой против коня. Конь с пешкой против слона. Слон с пешками против коня. Конь с пешками против слона. Ладейные окончания. Владение 7-й горизонталью. Использование открытой линии. Окончания с проходными пешками. Активность в ладейных окончаниях. Использование пешечных слабостей. Некоторые защитные ресурсы. Тактические мотивы в ладейных эндшпилях. Ладья с пешками против ладьи с пешками. Реализация материального преимущества, реализация позиционного преимущества. |
Проведение пешек в Ферзи - занятия, примеры 1. 2. 3. |
СТРАТЕГИЯ и ТАКТИКА в шахматах. Основы позиционной игрыОсновные понятия 1. Улучшение расположения фигур, маневры, перегруппировки. 2. Размены 3. Профилактика Оценка позиции Элементы позиционной игры- оценки позиции. Сильные и слабые пешки, поля, фигуры. Хорошие и плохие слоны; слон сильнее коня, конь сильнее слона; разноцветные слоны; открытые и полуоткрытые линии; форпост на открытой и полуоткрытой линии; захват центра, использование центра; преимущество в пространстве; преимущество в развитии. |
|
Концентрация внимания и памяти. Азы Почему так важно для детей концентрироваться. Методы концентрации внимания. Упражнения для памяти Память долговременная и кратковременная. Игра вслепую- азы |
Концентрация внимания и памяти у детей в шахматах Ч.1 Ч.2 Ч.3 Упражнения для памяти |
МиттельшпильПереход из дебюта в середину игры, принципы миттельшпиля |
V- переход из дебюта в миттельшпиль
Атака на нерокировавшегося Короля |
Разное, Турниры, ЛичессОн-лайн сервера как возможность практической игры для детей. Личесс как один из лучших шахматных сайтов в мире. Игры, турниры, решение задач, игрушки, студии, редактор доски, Всё это очень удобно как для детей так и для педагогов. Рекомендую с лёгким сердцем. Надеюсь мои материалы будут вам полезны. На главной странице сайта есть мои координаты. Звоните, пишите, спрашивайте, всем отвечу. Желаю удачи. С уважением. Александр Витальевич Огородников. |
Как найти клуб на Личессе и вступить в него Как быстро зарегить ребёнка на Личессе |
Начинающим тренерам и шахматным педагогам (На главную страницу сайта chessiki.ru)