Шахматное физкультурное движение в России ( и нет, я не ошибся в написании и по сути)…

 

Шахматы- гимнастика ума.

Играя в шахматы, школьники совершенствуют столько навыков, что перечислять долго.Зал для шахматного турнира

Память, концентрация внимания, расчёт вариантов, сосредоточенность, стрессоустойчивость, улучшение общей мозговой деятельности. Дети быстро умнеют, лучше учатся, становятся лидерами в своих группах, легче воспринимают сложные предметы. Очень много доказанных статистикой и научными исследованиями плюсов.

Ссылка 1 — https://docs.google.com/document/d/1AqwJ61ABlJxg75BqXe_AUdN1mkhVLJDWxY7u-sUt_LY/preview?hgd=1

Ссылка 2 — https://xchess.ru/pochemu-shakhmaty-polezny-dlya-razvitiya-mozga.html

Ссылка 3 — https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2022_n4/Glukhova_et_al

Есть минусы- вместо просмотра тиктока, бездумного лазания по инетуШахматный турнир и утыкания в дикие стрелялки, шутеры и прочую шнягу дети тренируют мозги, играя в древнюю красивую игру.

Зачем я про это всё вспомнил?

Шахматы спортивные

Детско-юношеские спортивные школы работают по одному шаблону- из 100 поступивших детей вытаскивают одного- двух-несколько чемпионов в своих возрастах, которые перевалив через порог юношества, обычно пополняют команду безликих мастеров, недоученных, неумелых, не знающих жизни спортсменов. Всё.

Эти двое трое начинают годы спустя учить новых детей тому же самому, пытаться найти новых чемпионов и срубить за это категории, премии, увеличение зарплаты, прочие ништяки. Замкнутый круг.

Естественно, есть одарённые дети, желающие подняться далеко наверх  в спортивных своих достижениях. И ДЮСШ помогают таким ученикам, в любом случае выдавая на гора несколько человек отлично подготовленных и десятки спортсменов 3-его, 2-ого и первого разряда.

А куда деваются те дети, которых признали безперспективными? Они ходят на занятия, утыкаются носами в диаграммы, зубрят дебюты, типовые позиции под руководством тренеров, которым всё это хозяйство до лампочки, которые постоянно заменяют уехавших на очередной турнир с перспективными ребятами тренерскую элитку спортшкол. И ребята уходят в конце концов.

Так в ДЮСШ длится годами. Одни тренеры катаются по турнирам, работая с несколькими учениками- будущими чемпионами чего-нибудь, вторые рабочие лошади тянут за них лямку групповых занятий.

Естественно- существуют качественные тренеры энтузиасты, бессеребренники. В статье «Надо ли учить детей играть в шахматы?» Я писал про тех, с кем мне посчастливилось быть знакомым, общаться, дружить. Повторюсь, про хорошее писать всегда приятно)))

Это беззаветно любящие шахматы и детей люди, посвятившие свои жизни тренерской работе и не ропщущие на мизерную зарплату педагогов. Это к примеру мой учитель Михаил Михайлович Шахов, Толя Сметанин, рано ушедший, но до конца возившийся с малышнёй, это тренеры старой формации в Кстовской спортшколе Вёрткин, Усов, Липес, и тренеры, очень успешно и с огромным желанием работающие сейчас под руководством Рахвалова- Куликов, Рубцов…          В Нижнем Новгороде например Айдын Шафиев, более к сожалению сосредоточившиеся в настоящее время на индивидуальном обучении  Женя Гольцев и его супруга Светлана Вифлеемская, талантливые тренеры. Такие тренеры вкладывают в детей свою душу вместе со знаниями, помогают освоить трудные уроки шахмат.

 

Я вам скажу своё личное мнение. Мало того, что это порочная практика, это развращает одних и угнетает других, как учеников, так и педагогов. Но ведь суть-то в чём. Один-два-три детско-юношеских чемпиона во взрослых турнирах пропадут, растворятся, или будут поигрывать себе под рваными безликими тряпками, как играют сегодня на международных турнирах наши спортсмены- шахматисты. Им запрещают играть под флагом Родины, а они говорят- но ведь я столько работал, много занимался, шел к этому турниру много лет, и я готов выступить здесь без флага, без герба, без чести и без совести.

Главное что-то выиграть. 

Чем школьники отличаются от взрослых спортменов в других видах спорта? Тем, что они пока ещё не осознают всей мерзости такого поведения. Они маленькие.

«Заставляют меня выступать под ссаной тряпкой прогнившего МОК вместо флага страны, так нет проблем. Я буду безликим существом, скажу что Крым не наш, подпишу бумажку любую мерзкую, но СЫГРАЮ !!!  И ВЫИГРАЮ!!!»  

А взрослые предают уже осознанно. Пример? да пожалуйста.  Ян Непомнящий, подписавший дерьмовые бумаги и предавший страну, но зато получивший возможность залезть на самый верх, и в пику ему гроссмейстер Карякин, не отказавшийся от флага и Родины, сказавший ублюдочным спортивным функционерам ФИДЕ всё что он думает о них.

Детей, да, пока можно простить…

А вот за ними стоят ВЗРОСЛЫЕ. Родители и тренера. Одними движет тщеславие, другими ещё и меркантильные интересы.

И вот именно им наплевать на флаг и герб страны. И они учат этому детей своих.

Беда какая, дорогие товарищи…..

 

Я ведь не преувеличиваю. Только этим летом несколько таких вот чемпионов и чемпионок из Нижегородской области легко и непринужённо разменяли Родину на победу в драных международных турнирах.

БЕДА…

 

Ладно- это эмоции… Но суть-то остаётся. ДЮСШ пытаются растить чемпионов. Кто-то поднимается наверх, но основную массу детей или в конце-концов отчисляют, или создают условия, при которых ребята уходят сами .  Механизм работает почти вхолостую, раздавая и разбрасывая зарплаты и премии и выдавая на гора ПУСТОТУ.  Герои, Чемпионы нужны чиновникам, чтобы написать победный рапорт, красиво выглядеть, схватить побольше ништяков сверху… Нужны ли государству такие однодневки? Не уверен. Очень сомневаюсь…

Шахматы массовые- шахматная физкультура

Наши верхние власти уже несколько лет пытаются наладить изучение шахмат в школах России. Команда шахматного клуба КЦ НадеждаСделать их массовыми, а десятки, сотни тысяч детей- умными. Это очень тяжёлый процесс, тем более на фоне тотального воровства чинодралов и заржавленности шестерёнок в министерстве образования и спорта. Но он потихоньку, но идёт. Всё больше школ создают внеклассные шахматные группы, кружки, выделяют  мизерные средства, отстёгивая от других программ, ищут педагогов, учат ребятишек. Очень криво, затыкая вакансии физруками, трудовиками, и конечно таких школ мало, да, безумно пока мало…

Здесь, мне кажется помочь и ускорить процесс могли бы сверху государственные программы, а снизу тренеры-энтузиасты, детские клубы, культурные центры, кружки и секции при заводах, домах культуры, ЦОД, ФОКи, прочие учреждения. Надо налаживать горизонтальные связи, проводить турниры, соревнования, делиться опытом, учить в конце концов этих школьных физруков, чтобы они хоть что-то начали понимать в шахматах. Детям для того чтобы начать двигать фигуры достаточно азов. Такие занятия- первые примерно полгода, могут проводить и неквалифицированные шахматисты- педагоги. Даже трудовики…

(Например в одном из крупных районов нашей Нижегородской области школы работают по аутсорсингу. Платят деньги организации, та предоставляет школе тренеров, те проводят занятия для младших школьников по типу внеклассных. Удобно всем. И выгодно всем. А главное- растут, умнеют детки…)

Обучение  будущих преподавателей шахмат везде- ВЕЗДЕ поставлено из рук вон плохо. Чиновники от образования по старым убогим схемам рисуют и выдают дипломы после месячных курсов ни о чём.

Настоящую учёбу я думаю вполне могли бы организовать настоящие шахматные тренеры. Даже бесплатно, если будет стопориться инициатива из-за этих денежных непоняток.

Я лично готов в Нижнем Новгороде проводить такие семинары для будущих тренеров на базе любого учреждения. Предлагайте, пишите, звоните. Поговорим.  Надо что-то делать. Вот что я думаю и в чём я уверен. Социальные лифты стоят распахнутыми, но это продлится очень немногое время. Нужно успеть в них заскочить и подняться наверх нашим детям, чтобы принести максимальную пользу Родине.

Ведь это все можно делать, что-то уже делается. Как инициатива снизу.

Её бы поддержать, дать копейки на призы и грамоты, на закупку литературы, комплектов шахмат, часов, инвентаря, аренды помещений, лекций, семинаров, переквалификацию учителей, выделить ответственных чиновников районных, городских и областных, тем более что чиновников, отвечающих за массовый спорт много, они крепко сидят на своих местах и хорошо кушают….

Детям же немного надо. Для них поиграть в шахматы, встретиться с друзьями- в радость…

Приведу пример.

В субботу 28 января в большом светлом актовом зале школы №172 впервые состоялся дружественный турнир среди шахматистов детских клубов и школ Московского и Сормовского районов города Нижнего Новгорода. Дружественный командный турнир шахматных клубов и школ Московского и Сормовского районов

Больше шестидесяти детей от шести до четырнадцати лет провели четыре часа в великолепном зале, с огромным удовольствием играя в шахматы в отлично организованном администрацией школы и преподавателем доп. образования Корчагиным Н.Г. соревновании.  Дети познакомились, поиграли в шахматы, побегали, поболтали, получили вкусные медальки-шоколадки и большие конфеты, победителей наградили грамотами и вручили два кубка в торжественной обстановке.

В Матч-турнире приняли участие три команды МАОУ — «Школа №172», (одна команда состояла только из девочек»), Две команды детского клуба «Орбита» (Корчагин Н.Г.), Две команды детского клуба «Космос» и одна команда МАОУ «Школа № 85» (Игнатьев А.В.),  Две команды культурного центра «Надежда» (Огородников А.В.) и одна команда из детского клуба филиала«Надежда» (Мотыгин А.С.)

Четыре тренера спокойно отсудили непростой турнир, отработав на отлично. Очень хочется верить, что такие турниры будут проходить всё чаще и география их будет расширяться…

 

Шахматное физкультурное движение

Мне кажется где-то здесь может начаться такое шахматное физкультурное движение. Нашей стране чемпионы, предающие на раз своё отечество по большому счёту без надобности, а умные люди в больших количествах ой как нужны…

 Давайте ещё раз. Как я вижу.
  • В городах, сёлах, в которых есть тренеры-  выделяются помещения под такие центры.
  • Лекции, семинары, вебинары с соответствующим оборудованием. Очень немногим- Интерактивная доска, комп, интернет.
  • Тренеры за малую копейку, те кто хочет помочь благому делу,  волонтёров несколько, для соревнований, пригляда, организации, Занятия шахматами для детей, всех желающих детей бесплатно или за копейки, малыми группами, не более 7-8 человек вместе,  организация обучения будущих педагогов внеклассного образования- шахматных тренеров, хотя бы азы,  организация соревнований, первенства школ, клубов, районов, городов, дополнительные дружеские турниры, где можно повысить мастерство, анализ и разбор партий, просто общение.
  • Не забыть и взрослых любителей, и ветеранов.
  • Помещение должно быть не очень маленьким, две комнаты в хрущевке не пойдут конечно.
  • Искать, пробовать, добиваться. Сверху- чиновникам неравнодушным- не верю, что таких нет совсем (ну или за плюшки- красивые отчёты о проведённых мероприятиях и так далее) , снизу неравнодушные люди.

Государство, любое, и наше в том числе, имеет своей целью длиться во времени, становиться сильнее, мощнее, надежнее…

И десятки и сотни тысяч умных талантливых сильных детей-шахматистиков по всей стране государство вправе рассматривать как своё будущее, опору, продолжение, надежду на лучшее.

И вырастить таких детей — это реально, возможно. Просто нужно стараться всем, и власти и людям. И всё получится.

С уважением А.В.Огородников

 

Шахматное физкультурное движение в России
просмотров: 1054