ВНИМАНИЕ! Прошло три года после опубликования этого моего текста. Я хочу его расширить и дополнить, где-то изменить….. То что будет написано сейчас, 09.01.2023 года, будет красным цветом- не спутаете…
______________________________________
Я уже давно занимаюсь с маленькими детьми 5-7 лет в детских центрах, учу детей играть в шахматы. (В 2020 году с началом ковидобесия я ушёл в интернет и сейчас я работаю в основном в инете, занимаюсь индивидуально с детьми с помощью ЗУУМ, через скайп, и результаты очень хорошие. Дети очень быстро растут. И несколько часов в неделю отдаю детям из культурного центра НАДЕЖДА. 4-8 человек в час занимаются, дети пока нулевые, но очень хорошие. Многие из многодетных семей. Они растут не так быстро, как при занятиях один на один, но растут)
То , что я делаю, говорят, нравится всем. Администрации, родителям, мне))) и, главное, интересно детям.
Но вот в свете того, что на проходящем в эти дни в Нижнем Новгороде Всероссийском шахматном фестивале «Кубок Минина и Пожарского 2019» два моих ученика, Кирилл и Анечка, очень мало выигрывают, возникают вопросы.
Первое- а тому ли я их учу, если они не могут победить. (Уже могут, и побеждают… уже и на уровне всеРоссийских соревнований. Поэтому первый вопрос снимается. Я учу их именно тому, что детям нужно. Тренировке мозга, анализу, расчёту вариантов, сосредоточенности, лидерским качествам, стрессоустойчивости, ну и как приятный бонус, хорошо играть в шахматы ))))
И второе- А нужно ли их учить, дрессировать с акцентом на обязательную победу в каждой игре?
Когда родители приводят ко мне детей, я их спрашиваю- «Что Вы хотите от своего ребёнка? Чтобы он побеждал всех подряд или стал умнее?»
За это время только одна бабушка сказала мне, что внук мечтает всех выигрывать. И он у неё, помню, действительно был сначала чуть получше остальных. Но через несколько занятий, когда его начали обходить, он занервничал, начал расстраиваться, бабушка сказала, что возможно я плохо его учу и что больше они не придут. И мы расстались к обоюдному удовольствию.
Обычно мамы и папы говорят, что хотят, чтобы ребёнок быстрее развивался, улучшилась память , усидчивость, быстрота мышления и перебор вариантов. Этому научить реально, и лучшей основы для тренировки мозга, чем шахматы, не придумать.
Это развивающие шахматы. (Так сказать- физкультура для мозгов)
Что такое спортивные шахматы
Но часто родители хотят от собственных чад спортивных достижений, побед на чемпионатах мира, Европы, страны или города-области, не задумываясь о том, как отразится на ребёнке такая жёстко сориентированная на победы жизнь. Тогда они идут в спортшколы, и Вот тогда тренеры в ДЮСШ учат детей играть в спортивные шахматы.
Такая учёба даже на начальном этапе включает в себя знание назубок основных позиций в большом количестве дебютных вариантов, анализ и разбор эндшпильных позиций, отработка до автоматизма любых окончаний, стратегия, тактика, пешечные цепи и анализ преимущества в одну, две пешки, игра на флангах, прорывы и комбинации и многое многое другое.
Это тяжело. Это долго и упорно. И я не уверен, что всё это нужно Вашим детям……
Чуть про себя. Я ушёл из мира шахмат в 90-ые годы. Страна умирала, и её граждане умирали вместе с ней. Тогда просто элементарно надо было решать, что делать. Выживать, кормить семью, или продолжать делать спортивную карьеру, уткнувшись в шахматную доску и ничего больше не видя перед собой.
Результат налицо, извините. Я разносторонний, самодостаточный (я не хвалюсь, просто это так и есть), умеющий делать любую работу и не боящийся никаких трудностей, обеспечивший хлеб с маслом для своей семьи человек.
И вот что вышло из моих товарищей по шахматам. Те из моих молодых друзей-шахматистов, кто продолжил играть в турнирах, кто решил посвятить себя шахматам, выиграли какие-то соревнования, получили какие-то звания, упёрлись в стенку, ну а сейчас в основном тренируют детей в ДЮСШ или шахматных клубах, ведя их за собой по своим тропинкам к своим стенкам, (чтобы дети повторили все их ошибки и пришли в этот же тупик)
Это, к примеру, сильный, не нам чета, международный гроссмейстер Станислав Войцеховский (букет болезней, неудачная личная жизнь, отсутствие настоящего образования, слабая общая компетентность, невозможность заниматься никакой другой работой, кроме обучения шахматам), это мастер спорта Леонид Головин (угрюмость, зажатость, странности, отсутствие настоящего образования, общая некомпетентность, невозможность заниматься никакой другой работой, кроме обучения шахматам), это целая куча когда-то молодых потенциально очень сильных кандидатов в мастера, ставших мастерами или оставшихся в этом звании, про которых можно сказать те же самые слова, что и про вышеназванных. Это например Шурыгин, Комин, Шувалов, Никулин и многие другие.
Когда-то молодые и очень сильные шахматисты, они почти все стали преподавателями, тренерами и дрессируют чужих детей. Не потому, что это им нравится, а от безысходности!!!!
По большому счёту
ОНИ БОЛЬШЕ НИЧЕГО В ЭТОЙ ЖИЗНИ НЕ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ. Они свою жизнь разменяли на шахматы.
Да, исключения конечно же есть. Это беззаветно любящие шахматы и детей люди, посвятившие свои жизни тренерской работе и не ропщущие на мизерную зарплату педагогов. Это к примеру мой учитель Михаил Михайлович Шахов, Паша Сметанин, рано ушедший, но до конца возившийся с малышнёй, (это тренеры старой формации в Кстовской спортшколе Вёрткин, Усов, Липес, и тренеры, очень успешно и с огромным желанием работающие сейчас под руководством Рахвалова- Куликов, Рубцов… ) здесь в Нижнем Новгороде например Айдын Шафиев, чуть более сосредоточившиеся в настоящее время на индивидуальном обучении Женя Гольцев и его супруга Светлана Вифлеемская, талантливые тренеры. Такие тренеры вкладывают в детей свою душу вместе со знаниями, помогают освоить трудные уроки шахмат. Но это скорее- исключение из правил.
Наших с Вами детей дрессируют в основном малограмотные люди, могущие только заставить детей повторить свой же собственый спортивный путь. Путь по большому счёту- в никуда. Турниры, какие-то победы, какие-то звания, и в результате- ноль без палочки в жизни. Пустота.
Чемпионами становятся единицы, как и в любом другом виде спорта, а сотни тысяч без образования, без работы, без семьи, со многими болячками ныряют в жизнь. И мало кто выныривает. Плавать в жизни тоже надо уметь…
Как найти шахматного тренера для своего ребёнка
Что же делать? Не учить детей вообще шахматам? или положиться на школьных учителей, половина из которых в принципе не знает, как ходят фигуры? Или искать действительно увлечённых и талантливых педагогов? Думаю- третье.
Если Вы хотите спортивной карьеры для своего ребёнка, то идти надо к ним, адресно, и не портить детей работой с массовиками- затейниками, отрабатывающими свои деньги и ищущими в детях потенциальных звёзд, и легко и непринуждённо отсеивающих остальных, как шлак, как бесперспективных. (Вы знаете что происходит. В шахматные тренера записываются Физруки и Трудовики… Кто спорит, провести зарядку и выточить черенок для лопаты они могут, но ворочать мозгами, а тем более заставить детей этим заниматься, увольте, не верю. Да, исключения бывают, но это исключения. Человек, воспитывающий шахматистов, ОБЯЗАН понимать эту игру. ОБЯЗАН. А сейчас, смотрю. В библиотеке , в школе ведёт занятия физрук, в чиновничьей чьей-то кормушке под названием Центр ВЕГА, за шахматы отвечает физрук. Понятно, что эти бойкие ребята всё распилят и поделят, только где- тут развитие ДЕТЕЙ? Не верю таким, ни под каким соусом, ни под какой личиной )
Добавлю от себя. Шлака, в понимании тренеров спортшкол, среди детей нет. Почти все дети талантливы по своему, и, если им в наследство или благодаря генным мутациям достались хорошие мозги, то каждого такого ребёнка можно сделать чемпионом, по крайней мере на среднем уровне. Область, край, округ, республика. Не забывайте только, что возможно вашему сыну или дочери это возможно совсем и не нужно. Но это так, к слову.
Любому тренеру нужны ученики, и каждому педагогу спортшколы нужны ученики- звёзды. От них и почёт, и увеличенная зарплата, и все прочие радости, а от обычных учеников- только геморрой.
И это грубо, но нормально, что дети отсеиваются. Ненормально , если детей для собственной выгоды дрессируют, выжимая все соки, заставляя получать разряды и штамповать победы, жертвуя подчас здоровьем и временем ребёнка, и его маленькими человеческими радостями.
Дети должны быть умнее нас. Дети должны быть счастливее нас. И они должны жить лучше нас. Вот такая у нас, родителей- цель в жизни.
Наверно, я написал много лишнего, но я вот так думаю. Вот как думаю, так и написал.
Что касается меня лично, то буду и дальше тренировать, учить детей, пока хватает сил.
Заставлять их думать, играя в шахматы.
С уважением. Александр Огородников.
Очень много людей прочитало. в соцсетях- больше 30 тысяч человек.
Возможно- тема такая, нужная и непонятная.
Ну в любом случае я рад ,что её затронул.
будет ещё статья. про тренеров и хорошие шахматы.