Я уже больше года занимаюсь с маленькими детьми 5-7 лет в детском центре, учу детей играть в шахматы.

То , что я делаю, говорят, нравится всем. Администрации, родителям, мне)))  и, главное, интересно детям.

Но вот в свете того, что на проходящем в эти дни в Нижнем Новгороде Всероссийском шахматном фестивале  «Кубок Минина и Пожарского 2019» два моих ученика, Кирилл и Анечка, очень мало выигрывают, возникают вопросы.

Первое- а тому ли я их учу, если они не могут победить.

И второе- А нужно ли их учить, дрессировать с акцентом на обязательную победу в каждой игре?

 

Когда родители приводят ко мне детей, я их спрашиваю- «Что Вы хотите от своего ребёнка? Чтобы он побеждал всех подряд или стал умнее?»

За год только одна бабушка сказала мне, что внук мечтает всех выигрывать. И он у неё, помню , действительно был сначала чуть получше остальных. Но через несколько занятий, когда его начали обходить, он занервничал, начал расстраиваться, бабушка сказала, что возможно я плохо его учу и что больше они не придут. И мы расстались с обоюдным удовольствием.

 

Обычно мамы и папы говорят, что хотят, чтобы ребёнок быстрее развивался, улучшилась память , усидчивость, быстрота мышления и перебор вариантов. Этому научить реально, и лучшей основы для тренировки мозга, чем шахматы, не придумать.

Это развивающие шахматы.

 

 Что такое спортивные шахматы

Но часто родители хотят от собственных чад спортивных достижений, побед на чемпионатах мира, Европы или страны, не задумываясь о том, как отразится на ребёнке такая жёстко сориентированная на победы жизнь. Вот тогда тренеры в ДЮСШ и клубах учат детей играть в спортивные шахматы. 

Такая учёба даже на начальном этапе включает в себя знание назубок основных позиций в большом количестве дебютных вариантов, анализ и разбор эндшпильных позиций, отработка до автоматизма любых окончаний, стратегия, тактика, пешечные цепи и анализ преимущества в одну, две пешки, игра на флангах, прорывы и комбинации и многое многое другое.

Это тяжело. Это долго и упорно. И я не уверен, что всё это нужно Вашим детям……

 

Чуть про себя. Я ушёл из мира шахмат в 90-ые годы. Страна умирала, и её граждане умирали вместе с ней. Тогда просто элементарно надо было решать, что делать. Выживать, кормить семью, или продолжать делать спортивную карьеру, уткнувшись в шахматную доску и ничего больше не видя перед собой.

Результат налицо, извините.  Я разносторонний, самодостаточный (я не хвалюсь, просто это так и есть), умеющий делать любую работу и не боящийся никаких трудностей, обеспечивший хлеб с маслом для своей семьи человек.

И вот что вышло из моих товарищей по шахматам. Те из моих молодых друзей-шахматистов, кто продолжил играть в турнирах, кто решил посвятить себя шахматам, выиграли какие-то соревнования, получили какие-то звания, упёрлись в стенку, ну а сейчас  в основном тренируют детей в ДЮСШ или шахматных клубах, ведя их за собой по своим тропинкам к своим стенкам.

Это, к примеру, международный гроссмейстер Станислав Войцеховский (букет болезней, неудачная личная жизнь, отсутствие настоящего образования, слабая общая компетентность, невозможность заниматься никакой другой работой, кроме обучения шахматам), это мастер спорта Леонид Головин (угрюмость, зажатость, странности, отсутствие настоящего образования, общая некомпетентность, невозможность заниматься никакой другой работой, кроме обучения шахматам), это целая куча  когда-то молодых потенциально очень сильных кандидатов в мастера, ставших мастерами или оставшихся в этом звании, про которых можно сказать те же самые слова, что и про вышеназванных. Это например Шурыгин, Комин, Шувалов, Никулин и многие другие.

Когда-то молодые и очень сильные шахматисты, они почти все стали преподавателями, тренерами и дрессируют чужих детей. Не потому, что это им нравится, а от безысходности!!!!

По большому счёту

ОНИ БОЛЬШЕ НИЧЕГО В ЭТОЙ ЖИЗНИ НЕ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ. Они свою жизнь разменяли на шахматы.

Да, исключения конечно  же есть. Это беззаветно любящие шахматы и детей люди, посвятившие свои жизни тренерской работе и не ропщущие на мизерную зарплату педагогов. Это к примеру мой учитель Михаил Михайлович Шахов, Толя Сметанин, рано ушедший, но до конца возившийся с малышнёй, здесь в Нижнем Новгороде например Женя Гольцев и его супруга Светлана Вифлеемская, очень талантливые тренеры и хорошие люди. Такие тренеры вкладывают в детей свою душу вместе со знаниями, помогают освоить трудные уроки шахмат. Но это скорее- исключение из правил.

Наших с Вами детей дрессируют в основном малограмотные люди, могущие только заставить детей повторить свой же собственый спортивный путь. Путь по большому счёту- в никуда. Турниры, какие-то победы, какие-то звания, и в результате- ноль без палочки в жизни. Пустота.

Чемпионами становятся единицы, как и в любом другом виде спорта, а сотни тысяч без образования, без работы, без семьи, со многими болячками ныряют в жизнь. И мало кто выныривает. Плавать в жизни тоже надо уметь…

Как найти шахматного тренера для своего ребёнка

Что же делать? Не учить детей вообще шахматам? или положиться на школьных учителей, половина из которых в принципе не знает, как ходят фигуры? Или искать действительно увлечённых и талантливых педагогов? Думаю- третье.

Евгений Гольцев, Светлана Вифлеемская из ДЮСШ № 9, в ДЮСШ № 3- несколько настоящих тренеров, увлечённых и талантливых. Могу с уверенностью назвать так по крайней мере одного хорошего человека и тренера для маленьких шахматистов. Это мой старый знакомый Айдын Шафиев — ДЮСШ №3.

Если Вы хотите спортивной карьеры для своего ребёнка, то идти надо к ним, адресно, и не портить детей работой с массовиками- затейниками, отрабатывающими свои деньги и ищущими в детях потенциальных звёзд, и легко и непринуждённо отсеивающих остальных, как шлак, как бесперспективных.

Добавлю от себя. Шлака, в понимании тренеров, нет. Почти все дети талантливы по своему, и, если им в наследство или благодаря генным мутациям достались хорошие мозги, то каждого такого ребёнка можно сделать чемпионом, по крайней мере на среднем уровне. Область, край, округ, республика.  Не забывайте только, что возможно вашему сыну или дочери это возможно совсем и не нужно. Но это так, к слову.

Любому тренеру нужны ученики, и каждому педагогу нужны ученики- звёзды. От них и почёт, и увеличенная зарплата, и все прочие радости, а от обычных учеников- только геморрой.

И это грубо, но нормально. Ненормально , если детей для собственной выгоды дрессируют, выжимая все соки, заставляя получать разряды и штамповать победы, жертвуя подчас здоровьем и временем ребёнка, и его маленькими человеческими радостями.

Дети должны быть умнее нас. Дети должны быть счастливее нас. И они должны жить лучше нас. Вот такая у нас, родителей- цель в жизни.

Наверно, я написал много лишнего, но я вот так думаю. Вот как думаю, так и написал.  

 

Что касается меня лично, то если от меня не откажутся, буду понемногу тренировать, учить детей.    

Заставлять их думать, играя в шахматы.

С уважением. Александр Огородников.

Надо ли учить детей играть в шахматы?
просмотров: 803

Надо ли учить детей играть в шахматы?: 1 комментарий

  • 07.04.2019 в 01:31
    Постоянная ссылка

    Очень много людей прочитало. в соцсетях- больше 30 тысяч человек.
    Возможно- тема такая, нужная и непонятная.

    Ну в любом случае я рад ,что её затронул.

    будет ещё статья. про тренеров и хорошие шахматы.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *