Как дети учатся думать, играя в шахматы.

В любой момент роста вашего ребёнка он неизбежно проходит несколько этапов понимания шахмат.

Этапы понимания шахмат

1. Куличики в песочнице.

(Песочница огромна. И они, дети- там копаются, строят

 дорожки, мосты, замки из песка, лепят куличи из формочек, в общем- учатся жить)))))

Шахматная песочница. Начальный этап.

Все эти детки в песочнице- будущие шахматисты. Их привели сюда родители. Вооон они- маются за бортиком и страшно волнуются за своих чад. Деток в песочнике- много. Миллионы по всей Земле. Они стараются, лепят, пытаются понять, что-то выстроить из этого песочка, всё осыпается, они лепят свои куличи снова и снова. Там и тут в песочнице открываются двери, и из них не выходят, а в них уходят дети, которым не понравилось заниматься шахматами. Их очень много, уходящих, больше половины.

Многие уходят разочарованными, или тяжестью учёбы, или невозможностью сразу понять всё и начать играть как чемпионы, им на смену идут другие дети, а с ними их родители с влажным блеском предвкушения будущих побед своих чад. Ах, как удивятся и будут завидовать подруги, когда они расскажут про детей- чемпионов! Как обалдеют на работе коллеги, услышав рассказы пап и мам о своих одарённых талантливых детях! Как это вкусно, красиво, гламурненько.)

Дети первый раз в жизни приходят к тренеру или в ДЮСШ, или в шахматный клуб, или в секцию в школе или во дворце пионеров полностью никакими. Уж извините за прямоту.
Если родители до этого момента научили ребёнка ходам, то это даже не Азы. Это простейшие знания.

И от тренеров и что очень важно, от условий работы их здесь зависит очень много. Поясню.

Тренеры на начальном этапе бывают нескольких видов. а) Педагоги начального шахматного образования– люди максимально сами доросшие всего до третьего– первого взрослого разряда в шахматах, иногда имеющие какой– нибудь туфтовый сертификат по шахматным курсам от чиновников министерства образования. Да, они понимают, что не смогут довести ребёнка до хорошего уровня, но делают что могут, прививают у детей тягу к шахматам, раскрывают для них красоту и сложность игры. Они обычно пользуются или одной книжкой, или одной программой, иногда вполне качественной, и просто делают свою очень нужную работу, раскрывая для детей азы шахмат. Такие педагоги ведут занятия в шахматных секциях школ, небольших детских клубах, ФОКах, библиотеках, иногда, и довольно часто, любят свою работу и своих учеников, и ребята платят им тем же. Оплата за занятия если есть, то минимальная.

К сожалению уже на этапе Куличиков появляются в большом количестве

б) тренеры другие. Они умеют считать деньги деньги. (Многие что-то знают, некоторые умеют очень много, какие-то очень хорошие, добрые, к ним тянутся детки, они их гладят по головкам, успокаивают, помогают, какие-то злые, недобрые, пришедшие из ниоткуда и скоро туда- же уходящие. Таких тренеров тоже к сожалению много.

Кто-то ходит прямо по вылепленным куличам с плакатами на груди-«Сделаю вашего ребёнка за месяц шахматным чемпионом». Плакаты красочные, профессионально сделанные, к таким тянутся родители, как к продавцам кукурузы на пляжах, узнают цены, а цены обязательно есть, и немаленькие, сокрушаются, судорожно подсчитывают деньги в кошельках, договариваются о занятиях со своими чадами. Чего не сделаешь, чтобы твой ребёнок стал чемпионом!!!

Кто-то уже показывает одной рукой детям, как правильно лепить куличики, другой за спиной считая бабки. Кто-то просто мусолит деньги, не стесняясь никого. Жизнь кипит.)

Родители, желающие видеть своих детей шахматными чемпионами

Родители, готовые на всё, чтобы их дети стали чемпионом как- минимум города, области или Федерального округа в своей возрастной категории ( а что, вот те дети, точно такие же- становятся, а нашим, умненьким, хитреньким, чистеньким, родным- НЕЛЬЗЯ?)
Такие родители, а тщеславие ещё никто не отменял, а родительское тщеславие чрезвычайно сильное ( мы не выучились, так пусть хотя бы ребёнок прославит фамилию суходрищевых) готовы платить, и платить довольно много, за занятия групповые- по 8-10-15 человек сразу одновременно ( до трёх- семи тысяч в месяц в зависимости от города), занятия с маленькими группами- до 6 ребят сразу (с ещё большей оплатой), приезжающему домой тренеру — тысячу- три за сорок пять минут общения с ребёнком, или за занятие через интернет, такие же деньги. В Москве и Питере- больше, в провинции ненамного, но поменьше…

Примеры- да пожалуйста…
У нас в Сормовском и Московском районах работают хорошие тренеры. Обучают ребят азам шахмат, прыгают из школ в детские клубы, в библиотеки, чтобы заработать хоть какие-то деньги за свой труд. У таких тренеров оплата за академический час составляет от трёхсот до шестисот рублей.
Ездят с детками на соревнования, сопровождают команды, тратят своё личное время- бесплатно.
Просто они НАСТОЯЩИЕ, пусть и не Мастера ФИДЕ. Николай Георгиевич, Алексей Владимирович, Василий Михайлович, Александр Александрович. Они есть, их не единицы.

И тут же крутятся рвачи. Оттарабанить получасовую лекцию детям, (собранным в одном классе без разбору, без деления на понимание шахмат, и совсем слабые, и посильнее, все в куче), сунуть детям в зубы листочки с заданиями, заставить их решать комбинации, маты, дождаться окончания урока, получить свои бабки. А что?
Я пенсионер и перворазрядник (или перворазрядник молодой начинающий, или кандидат в мастера или что страшнее- мастер или гроссмейстер) Мне сказали сделать то-то и то-то. Моим начальникам родители платят как в последний раз, мне перепадает почти половина, я доволен, дело идёт, лекция отработана, задания выданы, дети играют, ЧТО ВАМ ОТ МЕНЯ НАДО?

Ничего не надо. Честно. Даже вот такие горе- тренеры и то что-то делают.

Будят у деток интерес к шахматам даже такие начальнички, похожие к примеру на руководителей сетевых школ, действующих сейчас одна в Дзержинске, другая в областном центре, подсчитывающие потными ручонками гранты, бабки, возможности еще и ещё вытянуть с тщеславных родителей вполне уже приличные деньги ЗА НИЧЕГО. ЗА ВОЗДУХ. Главное- подтянуть в этому делу ручных депутатиков, федерацию, получить возможность устраивать свои внутренние- (с другими ребятами они играть боятся, просто потому что их неграмотных ненаученных деток растопчут те, кому преподают науку простые нераспальцованные тренеры)  свои внутренние турниры и распиаривать свои достижения, коих хрен да маленько, иногда даже и без маленько, как можно дольше. И ведь платят. Боже, платят….  В Нижнем Новгороде три с половиной тысячи в месяц за 8 занятий  в группах от 15 человек и с неопытным или неумелым или с равнодушным тренером. Тогда как в культурном центре Надежда стоимость составляет 1800 р. в месяц, в клубе «Космос», где уж точно научат деток Азам- всего 500 рублей. Платят с закрытыми глазами. Живут с закрытыми глазами.

Тщеславие, дурость многих родителей не знает краёв. Их детей НЕ УЧАТ по хорошему, а родители всё ждут, когда же ребёнок станет чемпионом….. НИКОГДА, дорогие мои. НИКОГДА.

С такой учёбой он останется лепить куличики ещё на несколько лет, пока или деньги не кончатся у родителей, или те не включат наконец мозги.

 

Первый этап-Куличики- это просто знания ходов, взятий, действий фигур и пешек, простейшие маты, быть может, надёрганные отовсюду знания без всякой системы. Куличики- это НИЧЕГО пока. Просто АЗЫ. Но повторю- этот самый первый этап учёбы даёт детям представление о красоте и сложности игры. И ребята, не разочарованные и не боящиеся трудностей, потихоньку шлёпают фигурами всё чётче, увереннее, пытаются вылезти из песочницы и присоединиться к большому числу уже что-то начавшим выигрывать детей.

Они уже победили своих друзей в первых своих турнирах, им уже вручили грамоты и бумажки о присвоении третьего юношеского разряда и самого настоящего рейтинга Российской Шахматной Федерации, они переваливаются через бортик песочницы и начинают учиться понимать игру….

Впереди- второй этап развития- царь горы…

Шахматы. Лестница в небо. Часть первая. Куличи
просмотров: 1066