ЗЕВКИ В ШАХМАТАХ. Как отучить от них? Это ролик скорее для руководителей кружков, тренеров, педагогов, родителей….. Тема очень тяжёлая. Дети отчаянно зевают всё подряд. Пешки, фигуры, маты.
Как их от этого отучить- рассказывается в этом ролике….
После ролика идёт расшифровка текстом и бонусом три начальные позиции для расстановки задания.
Этот ролик для всех интересующихся в свободном доступе.
Тех- кому нужно более подробное видео, множество дополнительных диаграмм и заданий и расшифровку, где разжёвано буквально всё, около полутора часов, прошу обращаться по указанным на сайте контактам.
Бонус- три диаграммы.
22. 1b2rKb1/PkP2BrP/R1N5/r3Q1nk/Npq4R/1Kb2RpK/PpNP1kpn/4nB2 КРУТО. ТЁМА
23. 1B1r1Rb1/pbP1P1pP/P1p2p1B/r2Q1nKr/1P3q1R/RkN1B1B1/b1Ppp3/2Nr1R1b Свят.
24. 1B3n2/k1rBPNnB/NP1n3p/1Np2q1R/r2Q1Bpb/BPN2B1N/pn1pprpp/nR1bKRR1 Даниэль
Расшифровка видео- (урок идёт от лица Петюни Шурупова)
_____________________________
На самых ранних стадиях шахматного развития дети могут проиграть в какой угодно партии, будь у них даже на два ферзя больше, чем у соперника.
Это детские шахматы (правда и очень многие взрослые шахматисты этим страдают). Маленький ребёнок не видит всю шахматную доску, забывает посмотреть угрозы и не видит нападения и защиты как своих, так и чужих фигур.
А шахматы- это военая игра. Каждая партия- это сражение. И здесь если ты не выиграл, значит проиграл. Других вариантов нет. Ничья- это не вариант. Победа или поражение- только так и на войне и в шахматах.
И те, кто зевает фигуры, маты, связки, а слабые шахматисты зевают отчаянно, всё подряд, и в огромных количествах, те, кто зевает- те проигрывают постоянно и всем. Кстати на заметку родителям. Если ваш ребёнок после полугода занятий у тренера продолжает зевать в каждой партии- меняйте тренера.
Это знаете, как если бы вы платили большие деньги за то, что вашего ребёнка обучают пению, и через какое-то время вы слушаете его исполнение, и хочется закрыть уши и бежать со всех ног. Он немилосердно фальшивит.
Что толку, что детям расскажут о нотной грамоте, звёздах и чемпионах, дебютах или комбинациях. Если не убрать зевки- то вся. ВСЯ учёба- насмарку.
Итак. Как лечить это распространённое заболевание, шахматные зевки?
Если идёт групповое занятие школе или детском центре, то дети рассаживаются по одному за шахматными досками, расставляют фигуры, и на каждой доске каждому ребёнку мой друг- тренер Александр Витальевич Огородников расставляет свою позицию, в которой и белые, и чёрные фигуры нападают скопом друг на друга.
Такой быстрой и чёткой расстановке шахматных позиций с нужными вводными невозможно научиться, как арифметике, здесь нужно быть настоящим сильным шахматистом. Но для таких преподавателей, не сильных, но занимающихся с детьми начальной грамотой шахматной, предусмотрены несколько шаблонных стандартных позиций. Попросите, свяжитесь, Александр Витальевич не отказывает никому.
Кстати, я же даже не рассказал вам, как я познакомился с этим шахматным тренером.
Сейчас исправлюсь.
Вот вишу я в пустоте, как обычно, в глубоком космосе, жду приближения большого каменного астероида. Мой биокомп ( а у нас живые биокомпы. Ну- симбиоты- по вашему…. ну такие животные, которые умеют считать в миллион раз быстрее ваших процессоров и решать зубодробительные задачи. Мы никогда не заблудимся в космосе, потому что они всегда укажут нам дорогу. Они маленькие, меньше нас гораздо, и помещаются у нас на руке. Нашим цивилизациям миллионы лет, и они- Марики, всегда с нами. Им удобно на нас кататься по всей Вселенной, нам очень хорошо с ними считать и вычислять, поэтому мы дружим… )
Вот. И тут мой Марик ловит сигнал от далёкой звезды- вашего солнца. Этот сигнал шёл в глубинах космоса пости полторы тысячи лет, и надо же такому случится, что это была первая партия в шахматы. Представляете, что я увидел? Два огромных войска стоят друг перед другом в чистом поле, а за маленьким столиком посредине играют в шахматы два военачальника)))) Так круто мне показалось.
Я решил побольше разузнать об этой удивительной игре, которая примиряет даже самых страшных врагов. И- рванул к вам )))) С Мариком на руке это заняло несколько ваших дней, не больше.
Пока летел- ловил все упоминания об этой игре, и прибыв на Землю- немного растерялся. Множество языков, цветов кожи лиц, причёсок, никто друг друга не понимает, все воюют, дерутся, обманывают, мучаются, и только шахматисты играют друг с другом и очень довольны)))
И вот исключив все неинтересные ваши газеты журналы, я выбрал штук десять шахматных сайтов, отсортировал людей, желающих денег ,власти, известности, и полетел куда душа пожелала. и приземлился прямо на плечо тренеру по шахматам в его собственном саду. Он сидел на траве и плёл, не поверите- веники )))))))) берёзовые для бани. Александр Витальевич ничуть не испугался меня , хотя я буквально свалился ему на плечо )) мы познакомились, а сейчас и подружились)))) вот так. А его сайт мне очень понравился. честный, откровенный разговор с детьми и взрослыми. зайдите. chessiki.ru
Ну ладно, я отвлёкся…. Давайте про зевки дальше…
На индивидуальном занятии, как в живую, так и через интернет, можно такие задания выполнять быстрее, эффективнее.
___________________________________________________________________________
Вот один пример такой конечной позиции. Дети решают иногда и гораздо более тяжёлые.
В этом маленьком ролике невозможно охватить весь спектр возможных заданий и решений. Если кто-то хочет больше узнать об упражнения= ,придуманных и исполненных Александром Витальевичем, пишите, звоните ,стучите ему. Все контакты есть На сайте https://chessiki.ru/ Показать буквами… Я могу вам пока здесь только наметить список упражнений, которые детям можно и нужно, и очень полезно делать на таком занятии.
Итак- упражнения
1. Сколько раз белые фигуры нападают на чёрные фигуры. Подсчитать или по вертикалям, или по горизонталям, потом сложить всё вместе.
Сосчитайте ВСЕ нападения ( для понимания. Вот на этом примере , если начать с вертикали «А» то белая пешка нападает на ладью. А3:B4 . Вертикаль В — Конь В2:C4, Cлон B5:A6, CB5:C6, CB5:C4 и так далее. Ничего пропускать нельзя. Ни одной фигуры. Дети обычно прыгают с вертикали на вертикаль, не увидев всех нападений одной фигуры. ищут нападения уже у другой. Приходится поправлять, вести назад, заставлять искать снова , иногда с самого начала.
2. Сколько раз чёрные фигуры нападают на белых? Всё то же самое.
Сколько раз чёрные фигуры на этой же позиции нападают на белые фигуры? То есть та же позиция, но ребята ищут нападения уже с противоположной стороны.
Такие занятия продолжаются по полчаса каждый урок, и так несколько, 5-8 занятий подряд. Большое количество позиций, поиск нападений дисциплинирует детей, они учатся видеть ВСЮ доску, ВСЕ фигуры, ВСЕ нападения, развивается в конце концов ОБЪЁМНОЕ видение. То есть не только то, во что упирается взгляд, а и области слева , справа , сверху и снизу. Ребята начинают понимать, что позиция, сражение, игра, партия развивается НЕ ТОЛЬКО в центре ВЗГЛЯДА, а на всех участках шахматной доски и как целое- на всех уровнях битвы, сражения, жизни в конце концов.
3. По каждой фигуре дополнительные задания. К примеру-
3.а. На какие фигуры нападает белый Король на Н2
3.б. Какие фигуры нападают на этого белого короля
3.с. Какие фигуры защищает этот Король
3.д. Какие фигуры защищают этого Короля. ( и так по каждой фигуре, четыре задания в задании)
Дополнительно к заданию 3.а. Какие фигуры Король МОЖЕТ взять, а какие не имеет права. И если здесь не король а другая фигура, тогда задание выглядит так- Какие фигуры этой нашей фигуре взять ВЫГОДНО, а какие НЕвыгодно
И уж совсем для продвинутых, прямо на этой же позиции. Дополнительно к 3.а. А если задание длится не один ход, а два. То есть возьмёт наша фигура ,потом её потом снова наша. Тогда какие фигуры она может взять с выгодой для себя.
Очень тяжёлое, длинное и агромадной пользы задание. Большой и длинный ролик с пояснениями, инструкциями и готовыми диаграммами. Если кому-то захочется его получить, обращайтесь к тренеру Александру Витальевичу Огородникову- все контакты на сайте https://chessiki.ru есть.
Но продолжу. Это ещё не всё. В этом задании есть возможность разобраться с прыжками коней, ходами слонов и ладей, показать детям, в каких позициях конь сильнее слона и даже ладьи и наоборот, проложить маршрут для какой-либо фигуры так ,чтобы её не съели по пути. Вобщем- огромное поле деятельности в одном конкретном задании.
Это всё придумал Александр Витальевич. Такого никто не делает. Результаты ошеломляющие. Дети ПЕРЕСТАЮТ зевать.
Это полученный на множестве примеров результат. Положительный, нужный результат.
В голове детей откладывается задача на поиск решений не только тривиальных , видимых сразу. Они ищут и находят далёкие, сложные варианты решений, закрепляют алгоритмы таких поисков, и как следствие, меньше начинают зевать.
Интересно очень смотреть , как во время игры, во-первых, они не так смело и брутально рвутся менять пешки на фигуры, стараются строить крепости на шахматной доске, иногда берут фигуру, но не ставят её на то поле, где её могут съесть, а долго, ДУМАЯ, водят ею по доске, ища место безопасное и правильное. Это первый этап.
ДЕТИ НАЧИНАЮТ ВИДЕТЬ УГРОЗЫ СВОИМ ФИГУРАМ.
Далее будет следующий этап.
3. Ребятам будет даваться задание не просто увидеть все варианты нападений, но просчитать, какие из них выгодные, какие нет для них лично. К примеру, если пешка нападает на слона- это выгодно. Пешка стоит одну пешку, слон- три. Но если ферзь нападает на ладью, а та находится под защитой и ферзя могут съесть — это невыгодный вариант. Ферзь стоит 9 пешек, ладья- 5.
4. Следующий этап. Сколько нападений и какие фигуры могут напасть с той или другой стороны, если дать возможность не одного, а двух ходов подряд. к примеру на диаграмме вверху ребёнок решает задачу, может ли ладья с поля В4 за два хода съесть пешку на поле А3. Ответ- может. Сначала она сходит Лв4-а4, потомвторым ходом Ла4-а3. Пешка съедена.
5. Пока крайний этап. Как сначала защитить свою фигуру, вернее , поле ,на которое гипотетически может придти своя фигура, а потом вторым ходом, если, предположим противник не видит угрозы, напасть этой фигурой на фигуру или фигуры соперника.
К примеру вот такая диаграмма Привер подготовки атаки
Сразу играть пешкой G2- G4 с нападением на две фигуры белые не могут. Слон просто возьмёт эту пешку так как она ничем не защищена.
Но если подготовить нападение, то есть сначала сделать тихий ход пешкой Н2-Н3, и если соперник не увидит угрозы, то уже следующим ходом можно делать двойной удар так как и запланировали изначально. G2- G4 .
Вот такая нехитрая система. На первый взгляд.
На самом деле каждый следующий этап гораздо сложнее чем предыдущий. НО.
После прохождения всех этапов этой темы, дети научатся видеть все угрозы, будут гораздо меньше зевать, гораздо осторожнее играть, не подставляя свои фигуры и готовить нападение на чужие.
По-моему- это очень интересно и полезно. А так как первые этапы, первые упражнения довольно спокойно у меня выполняют даже 5-6 летки, значит методика рабочая.
Внимание. Если Вы что-то из моих объяснений не поняли, не стесняйтесь ,звоните , спрашивайте. будем вместе изучать и дополнять и редактировать.
Обращайтесь. Помогу чем смогу.
С уважением- Александр Огородников.