Зачем нужно учить маленьких детей играть в шахматы? Нужны ли шахматы в детском саду и начальной школе?
Надо ли целенаправленно учить детей спортивным шахматам или остановиться на развивающем их аспекте?  Вот такие вопросы у нас сегодня в наличии….

«Шахматы  учат маленьких детей думать, размышлять, сопоставлять» – вот основной аргумент облечённых властью разного уровня людей, продвигающих включение шахмат в школьные  программы первоклашек.
Противники же такого раннего обучения резонно заявляют, что алгебра, информатика, география, биология и другие традиционные дисциплины тоже и ничуть не хуже учат детей мыслить.
Тем более что школьные программы и так перегружены, дети не справляются с учёбой, они не успевают ни читать, ни гулять, ни играть. Зачем же еще и шахматы? Как же решатся эти споры?
 шахматы в детском саду
Видимо шахматы придут в детсады и к первоклашкам тогда, когда с их помощью можно будет решить старые нерешаемые проблемы школьного и дошкольного образования.

Какие же это проблемы?
Возможно одной из самых больших проблем образования является то, что школа не может научить детей применять полученные теоретические знания применять на практике.
Как правило, информация подаётся школьникам в сухом виде теорем, постулатов, правил, не требующих осознания и критического осмысления.

А если маленький человек не знает, откуда пошли, как формировались все эти правила, понятия и законы, которым его пичкают, то и  использовать он их сможет только для сдачи экзаменов, ЕГЭ. Зазубрив, отложив в кратковременной памяти и выкинув из головы в следующую секунду после зачёта.

Представьте поваров, которых учат по кулинарным книгам, но не пускают на кухню сварить борщ, чтобы попытаться применить полученные знания на практике.
А ведь учитель делает именно это, преподавая теоретически детям  основы современной науки, современных знаний, которыми маленькие человеки никогда не воспользуются за их ненужностью и непонятостью.
Потом мы удивляемся когда прилежно зазубривший все эти премудрости отличник становится в  тупик, едва перед ним возникнет та самая «неумытая и неприкрашенная»  действительность.

Как научить ребенка искать связь между теорией и практикой, между словами и делами.

В этом очень чётко могут помочь шахматы. Эта игра является отличным стимулятором мозговой
деятельности, и дает сильную теоретическую базу, которая развивает ребенка и
напрямую связана с практической сферой – самой игрой.

Ребенок,только начиная играть в шахматы, может почувствовать полную свободу от взрослых – он как большой передвигает фигуры в любом направлении. Однако, когда первые восторги проходят, учитель показывает маленькому игроку основы теории шахмат и помогает развить уважение к этим постулатам. Теория естественно ограничивает свободу действий и, познав горечь поражений при бездумной игре, ребенок легче сможет принять важность теоретических знаний.

Ему становится ясно, что учебники и шахматные уроки необходимы ему самому для того, чтобы двигаться к победам. Шахматы развивают дух победителя, отлично активизируя соображение и математические способности.

У тех ребят,которые продолжают заниматься шахматами, развивается уважение к знаниям в
принципе, и они переносят это и на другие предметы, которые они изучают в школе и в жизни.

Шахматы помогают понять детям, что информация – это не догма. Теоретические основы игры юные
шахматисты постоянно проверяют на собственной практике.

 

Так как любое правило ограничивает свободу действий, каждому человеку необходимо подтверждение разумности и нужности существующих правил.
Поэтому в шахматах нарушение правил или следование им учит и дисциплине, и ответственности, и осознанию последствий принимаемых решений.

 

Шахматы помогаютсделать из теоретика практика. Юный спортсмен перестает просто следовать
знаниям о существующих ограничениях. Он учится на практике, при этом находя ответы в теории на некоторые ситуации, в которых он оказывается, находясь за шахматной доской.

С другой стороны любой шахматист в любой момент может выходить за рамки готовых теоретических знаний и просчитывает новые практические пути решений игровой ситуации, которые, впоследствии, с успехом может применять и в реальной жизни.

Шахматы тренируют мозг ребёнка, теоретические знания переплавляются в соответствии с постоянной практической игрой. Дети на ходу учатся применять теорию на практике. Собственно, что и требуется и что отсутствует в школе сейчас.

Давайте учить играть в шахматы всех детей!

Когда же лучше всего начинать  обучение?

Специалисты полагают, обучение следует начинать до школы или  в младших классах.

Неразумно  упускать возможности максимального развития психики,  определяемые сензитивными периодами развития, соответствующими 4-7  годам. Кстати, именно с этого времени детям обычно становятся доступны  игры с правилами.

Так что, начиная с 4-7 летнего возраста дети вполне могут постигать  азы шахматной игры, причем не только один на один с педагогом, но и на  групповых занятиях.
Детям, увлекшимся игрой, проявляющим к ней интерес и наклонности,  необходимо предоставить возможность продолжать занятия и в старших  классах.

Итак. Мы с Вами вроде бы убедились, что учить детей шахматам надо. Каким способом и с какой целью- это уже дело каждого родителя. Не ошибитесь только выбирая учителя для своего ребёнка.

И здесь несколько слов  о педагогах и тренерах сказать всё же надо.

 

По классификации одного моего старого товарища существует пять типов тренеров по шахматам:

  • Учились, пытались или не пытались учиться в любом ВУЗе, но не смогли закончить его. Не смогли получить знания, которые им пытались передать преподаватели, не усвоили методику обучения и ушли от греха преподавать шахматы. Проблема-  как же они хотят обучать детей шахматам, если сами необучаемые в принципе.
  • Закончили какой-то ВУЗ, но работать по специальности не смогли, то есть не  смогли применить полученные теоретические знания и навыки на практике. Пошли  преподавать шахматы. Они думают, что раз они сами играют в шахматы, то  легко смогут научить шахматам детей . Проблема- У них  могут иметься какие знания по  психологии, педагогике, но мало жизненного опыта.
  • Закончили ВУЗ, работают по специальности, играют в турнирах, но потом  резко меняют направленность тематики, уходят с работы по специальности, начинают вести шахматные кружки, секции. Чаще всего это напоминает  кружок «Умелые руки», тренер рассказывает то, что знает сам или ведет  занятия по какой-то книжке, которую сам прочитал в детстве, дети играют между собой. Бывают исключения. Самородки, блестящие тренеры.
  • Тренеры в специализированных шахматных школах. Большинство из них не  имеют шахматного образования. В лучшем случае их заставили получить  дополнительное образование по педагогике, чаще они обладают большим  опытом преподавания и соревнований, имеют какие-то звания, разряды. Стараются передать ребятам свой бесценный шахматный опыт, а  на самом деле ведут детей по пути повторения собственных ошибок. У них  часто отсутствует система преподавания шахмат. Детям даются какие-  то знания, но чаще они получают их в виде опыта при игре в различных турнирах. Дети имеют  большие пробелы в знаниях. Это начинает отражаться на силе игры. Тогда другие тренеры начинают репетировать,  натаскивать детей – давать какие-то знания, навыки, которые  бывшие преподаватели не дали или не смогли дать на занятиях.
  • Настоящие профессионалы в смысле образования, имеют шахматное  образование со знанием педагогики, психологии, методики преподавания.

Чаще всего этого достаточно, чтобы догнать детей до 2-ого разряда. Дальше ребёнка обычно отдают тем тренерам, кто доказал, что может учить и вести юных шахматистов к вершинам спортивного мастерства.

Повторюсь, всё вышесказанное, это всего лишь мысли вслух, не претендующие на истину в последней инстанции.

Но для родителей, которые хотят для своих детей лучшей доли и готовы тратить средства на раннее обучение и качественное их образование, такие мысли вполне могут стать руководством к действию. Для этого и пишутся эти тексты.

Нужны ли шахматы в детском саду и начальной школе?
просмотров: 4060

Добавить комментарий