Памятка по занятиям шахматами
Эта памятка нужна для учителей дополнительного обучения, воспитателей в детских садиках, тренеров по шахматам, и конечно родителям.
Итак. Есть план занятий, которым можно руководствоваться. (скачать и распечатать)
Есть хотя бы первоначальное умение играть в шахматы.
Есть желание совершенствоваться.
Отлично. Тогда смотрите.
- Зачем нужен план занятий? Настоящим педагогам для контроля работы. и ещё затем, чтобы нерадивые шахматные псевдо-тренеры не зарабатывали на беспомощных и доверчивых родителях.
- Тренер, преподаватель ОБЯЗАН научить за год детей всему, что написано в этой табличке. А дети ОБЯЗАНЫ этому научиться. А родители должны всё это контролировать.
- Раз в полгода нужно устраивать проверочные занятия. и по теории и практические турниры.
- Как делаю я, если кому нужно. Рассаживаю детей поближе друг к другу, чтобы все видели школьную доску. Пишу имена детей столбиком слева на доске, и за правильные ответы ставлю баллы, палочки. Дети видят, кто быстрее и правильнее отвечает, возникает соревнование. Вопросы нужно задавать по темам, которые вы уже прошли. Простые вопросы, кто первый поднял руку, тот и отвечает. Вопросы типа- по каким линиям ходит слон, а берёт пешка, а на сколько клеточек может один раз в партии сходить король, и так далее. Естественно, если у вас знаний немного, то нужно подготовиться и в конце концов читать с бумажки. Главное, чтобы вопросы были по теме и острые, неожиданные, чтобы дети думали а не выдавали зазубренное. Результаты свести в табличку и показать родителям.
- Таблички с планом занятий ОБЯЗАНЫ быть так же на руках у родителей. Контроль ещё никому не мешал. Перестановки в темах конечно возможны, но это надо доводить до заинтересованных лиц, чтобы потом не было неприятностей.
- К концу первого года обучения при регламенте 2 раза в неделю по часу занятий не более 10 человек в группе
- Дети должны —
-знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
— знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
— знать правила хода и взятия каждой фигурой;
— различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
— уметь проводить элементарные комбинации; Двойной удар, связка, промежуточный ход, отвлечение, завлечение, уничтожение защиты
— уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
— уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
— Правила хода и взятия каждой из фигур
— лёгкие и тяжёлые фигуры, пешки,
— рокировка,
— взятие на проходе,
-превращение пешки.
— принципы игры в дебюте;
— основные тактические приемы;
— термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
— грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
— находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
— точно разыгрывать простейшие окончания
- Будут умные дети, будете вы на коне. Сфальшивите, будет неприятно за свою работу
Вот и всё. С уважением- Огородников Александр Витальевич. Обращайтесь.