Интересные умные советы, думаю пригодятся всем…
Психологические особенности подготовки детей 5-7 лет к шахматным турнирам
Юные шахматисты 5-7 лет – это дети 1 и 2 года обучения. Именно они участвуют в самых массовых соревнованиях 4,5 разряда и безразрядников. Конечно, турниры бывают разных уровней: фестивали, районные, городские первенства или выездные.
Для ребенка, впервые участвующего в соревнованиях, особенно при игре с записью, ранг турнира не имеет большого значения, если тренер и родители специально не обращают внимание на важность турнира.
Ответственность ребенка в шахматах
Первый вопрос, возникающий при подготовке к соревнованиям детей 5-7 лет – ответственность ребенка. Сотрудничество треугольника: тренер-ребенок-родитель станет эффективным, если юный шахматист подойдет к турниру с таким уровнем ответственности, который позволит ему внимательно играть в шахматы, выполняя указания тренера.
Если уровень ответственности будет завышен (для каждого ребенка индивидуально), то страх сделать ошибку, что-то перепутать (запись, часы, неаккуратное движение), замечания противника, судьи повышают уровень тревожности настолько, что он блокирует мыслительный процесс.
Высокий уровень стресса не позволяет эффективно принимать решения и дети много «зевают», начинают делать бессмысленные ходы, торопятся или просто сидят, «роняя флаг».
При пониженном уровне ответственности юные шахматисты не прикладывают должных усилий для победы и, конечно, качество игры падает.
Способы повышения уровня ответственности перед соревнованием:
повышение статуса ребенка (можно повысить разряд, стать чемпионом района, города…);
объяснение важности мероприятия;
обещание приза за победу или хорошую игру;
наказание за плохую игру.
Есть категория детей, которые, имея определенные качества личности, сильно переживают, выполняя какую-либо деятельность. Им необходимо снизить уровень ответственности, тревожности, предлагая участвовать в соревнованиях; объяснив, что он будет играть в шахматы так же, как на тренировках и разрешить делать ошибки (понизить уровень значимости совершения ошибки). Тренер и родитель, сообща, должны сформировать оптимальный уровень ответственности для каждого ребенка.
Эмоциональная восприимчивость детей в шахматах
Дети 5-7 лет очень эмоционально восприимчивы. Уровень шахматной подготовки еще не высок, поэтому основное внимание нужно обратить на режим дня. Соблюдение режима дня благоприятно влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка всегда. Это особенно важно, когда требуется выполнение непривычной нагрузки 0 соревнование. Давно замечено, что если ребенка что-то беспокоит (шатается зуб, болит живот, есть небольшая ранка или он просто не выспался), то полностью включиться в игру за шахматной доской он не может; если за 2-3 дня до соревнования ребенок испытал сильные эмоциональные впечатления (посещение многолюдных мероприятий, аттракционы, аквапарк, очень удивительная передача по телевидению и др.), то 2-3 дня но «переваривает» эту информацию, а, значит, полностью включиться в другую. Деятельность ему невозможно.
Исходя из вышесказанного, перед турниром необходимо исключить мероприятия, оказывающие сильное эмоциональное воздействие. Лучше пообещать (и сделать!) это по окончании соревнования, если ребенок настойчиво чего-то просит. Режим сна, прогулок, спокойная привычная еда и отсутствие сильных эмоциональных впечатлений обеспечат юному шахматисту благоприятную базу для достижения желаемого результата.
Самооценка детей в шахматах
Третьей важной составляющей подготовки юных спортсменов к соревнованиям является самооценка участника. Как уже говорилось, уровень шахматной подготовки детей 1-2 года обучения еще не высок, поэтому на первое место выходят психологические качества личности участников.
На тренировках недопустимо обзывать ребенка, унижая его, говорить, что у него ничего не получится, если он будет заниматься так же, вроде бы побуждая прикладывать больше усилий.
Это только кажется, что ребенок будет все время желать стать лучше. Кто-то раньше, кто-то позже при таком отношении совсем перестанет верить в свои силы.
Шахматные ошибки должны быть обозначены тренером и показаны пути их исправления. Можно объяснить, что допустить ошибку может каждый, нужно уметь не повторять ее. Очень важно знать, зачем ребенок занимается шахматами: нравиться играть самому, интересное общение, заставляют родители… Исходя из этого, строить общение с ним.
Вопрос самооценки ребенка как личности, как шахматиста очень важен. Например, на тренировке соперник сыграл незнакомый дебют и юный шахматист быстро проиграл. Связав незнакомое начало с поражением, может возникнуть неуверенность перед каждой партией: «А вдруг я опять не буду знать, как играть». В этом случае тренеру необходимо познакомить ученика с этим дебютом (несколько ходов и план) и поиграть другие незнакомые начала, объяснив законы дебюта. В 5-7 лет гораздо важнее как юный шахматист настроен на партию, верит ли он в победу, чем выбор дебюта.
Шахматная подготовка к первым соревнованиям должна включать в себя:
Развитие внимательности на одноходовые угрозы.
Доведенный до автоматизма процесс игры: после хода соперника надо записать его ход, посмотреть, зачем он так пошел и, исходя из угрозы и своего плана, сделать свой ход, нажать на часы, записать свой ход и… можно отвлечься, пока думает соперник.
Умение разыгрывать любой дебют.
Общие правила игры в миттельшпиле: нападай.
Основные законы эндшпиля: главной фигурой становиться король, он должен выйти из укрытия в центр.
Поведение родителей и детей между шахматными партиями
Еще один аспект успешного выступления на соревнованиях – поведение родителей и детей между партиями. В современных условиях проведения шахматных турниров для шахматистов младших разрядов, детям 5-7 лет приходится играть по 2-3 партии в день. Безусловно, это огромная нагрузка и очень важно правильно распределять силы. Родителям, которые хотят, чтобы их дети успешно выступили, необходимо между партиями выслушать ребенка, спрашивая об особенностях партии, так как дети очень эмоционально включаются в процесс игры. И, чтобы освободить место для впечатлений от новой партии, обязательно отработать эмоции по поводу предыдущей.
Очень важно слушать, не оценивая ребенка, чтобы он почувствовал поддержку независимо от результата и был готов играть дальше. Подвижные игры хороши только на улице и при наличии большого (от часа) перерыва между партиями. Лучше рисовать, раскрашивать или слушать знакомую книжку (новая информация не желательна).
Полезно разобрать партию с тренером, если тренер не очень эмоционален и, анализируя ошибки, больше учит, чем хвалит или ругает. Самая эффективная атмосфера – рабочая, а не эмоциональная. Компьютерные игры отнимают много сил, особенно, если ребенок эмоционально включается и сопереживает героям, хотя кого-то успокаивают логические игры или поднимается настроение от веселых героев.
Родители должны знать влияние на их ребенка конкретной компьютерной игры и, исходя из этого, подбирать занятие или запрещать пользоваться электронными играми во время соревнований. Сытно кормить детей непосредственно перед партией не рекомендуется. Психофизиологи доказали, что организм занимается, в первую очередь перевариванием пищи, а оставшиеся силы идут на интеллектуальную деятельность.
Итоги — психологические особенности
Если тренер и родители хотят подготовить юного шахматиста к соревнованиям, то они должны обратить внимание на:
Уровень ответственности ребенка и уметь его корректировать.
Режим дня.
Самооценку ребенка как личности и как шахматиста.
Шахматную подготовку, навыки записи партии.
Проведение времени между партиями.
Разумеется, после турнира ребенок должен получить то, о чем с ним договаривались перед соревнованием. Окончив выступление в турнире успешно (критерии успеха определяются для каждого шахматиста индивидуально), ребенок должен быть готов к продолжению занятий.
Статью подготовил Клименко Е.В.
И ещё из другого источника…
Результаты исследований. При разработке собственных рекомендаций по организации подготовки юных шахматистов 10-12 лет к соревнованиям по быстрым шахматам мы опирались на работу Зака В.Г. «Пути совершенствования», в которой он анализирует игру «молодых шахматистов» и отмечает, что они совершают следующие основные типы ошибок в турнирной практике
поспешные ходы и как следствие грубые ошибки, не соответствующие квалификации шахматиста
2. заучивание дебютных вариантов без понимания их идейной сущности и в отрыве от знания характерного для данного дебюта миттельшпиля
3. игра из общих соображений, без конкретного плана, подкрепленного точным расчетом
4. недооценка содержащихся в позиции комбинационных мотивов и возникающих в связи с ними скрытых угроз противника
5. несоответствие между искусством ведения атаки и защиты и потеря уверенности в трудных, стесненных позициях
6. просчеты в вариантах, комбинациях как следствие недостаточно тренированной памяти. Растерянность при просчетах
7. недостаточное знание основных законов эндшпиля, важнейших теоретических окончаний и как следствие слабая эндшпильная техника
8. проведение ошибочного стратегического плана – неизбежное следствие неверной оценки позиции
9. проблема времени в практической партии (цейтнотная болезнь)
Данные ошибки являются типичными для юных шахматистов и в большей своей части относятся к ведению соревновательной борьбы в турнирах с классическим контролем времени. Считаем, что тренеру при подготовке к соревнованиям по быстрым шахматам юных шахматистов младшего подросткового возраста необходимо учитывать также уровень их интеллектуального развития, а именно, что на данном возрастном этапе у них уже развиваются формальные интеллектуальные процессы и в обучение и совершенствование шахматиста может быть включено больше теоретической информации, алгоритмов и схем принятия рациональных решений.
Также необходимо их целенаправленно готовить к игре с жестким лимитом времени, формируя чувство времени и навыки игры по турнирным регламентам предстоящих соревнований (как с добавлением времени на каждый ход, так и без добавления).
С учетом вышесказанного разработаны следующие рекомендации по подготовке юных шахматистов младшего подросткового возраста к соревнованиям по быстрым шахматам:
1. в дебюте играть, соблюдая основные принципы (централизация, развитие фигур, обеспечение безопасности короля и т.д.); и иметь в арсенале два-три острых, редко применяемых (возможно не совсем корректных) дебютных варианта (например, гамбит Блэкмара-Димера, гамбит Мора, Центральный контргамбит и т.п.), что может вывести соперника из психологического равновесия и заставит тратить больше времени на обдумывание ходов;
2. в миттельшпиле нет необходимости искать лучший ход методом перебора и расчета большого количества вариантов – это отнимает слишком много времени и приводит рано или поздно к острому цейтноту, когда и будут совершены грубые ошибки, которые вероятней всего аннулируют результаты игры. При выборе хода целесообразно использовать рекомендации международного гроссмейстера Фарруха Амонатова: прежде всего рассматривать ходы с шахами, затем со взятием фигур и только после этого «тихие» ходы с нападением. В случае, если рассматриваемый ход ведет к приемлемой позиции с перевесом, то стоит остановиться именно на этом варианте и не тратить драгоценное время на дальнейший перебор и расчет;
3. при подготовке к игре в эндшпиле необходимо тренировать основные техники — двухкратное повторение ходов (троекратное уже ведет к ничьей), нейтральный обмен фигур, упрощение позиции и т.д.; в цейтноте можно практиковать «длинные» ходы (линейными фигурами), отнимающие время соперника на восприятие позиции необходимо также тренировать психомоторный навык переключения часов в остром цейтноте.