Беседа с Евгением Геннадьевичем Гольцевым….

Учитель Года о детских шахматах

Мой хороший знакомый тренер по шахматам, Евгений Геннадьевич Гольцев, согласился побеседовать со мной о тренерской работе, о возможностях развития интеллекта ребёнка, занимающегося шахматами.

«Евгений Геннадьевич, Вы лучший учитель года по версии 2014 года. Правильно я говорю?»

Нет, немного не так. В 2015 году я был признан лучшим детским шахматным тренером России  и ранее, в 2000 году занял второе место.

Есть какие-то достижения у ваших детей?

Самое главное для меня, что они становятся умными людьми. А достижения… У меня три чемпионки Европы, это Завиваева Эмилия, Завиваева  Эвелина и  Гольцева Катя.  Они стали победителями и призёрами в своих возрастных группах. К примеру Катя стала чемпионкой Европы до 15 лет в 2014 году.

Соревнования проходили в Грузии, туда вместе с дочкой ездила моя супруга Светлана Вифлеемская   и как видите, не зря.

Я знаю что у вас сын мастер ФИДЕ по шахматам.

Да сейчас ему 17 лет, стал мастером буквально в прошлом году. У нас вообще шахматная семья. Супруга, как и я, тренирует детей, и успехи её воспитанников так же впечатляющие. А Дима. Сын, играя в сильных турнирах, набрал рейтинг позволяющий ему получить звание мастера фиде.

Евгений Геннадьевич вы работаете в Детской юношеской спортивной школе?

Да, в ДЮСШ №9.  Я там работаю с 1995 года. В принципе я раньше занимался в ДЮСШ 15 и в ДЮСШ 3, во всех Нижегородских школах. Но здесь мне нравится. Хорошая атмосфера, адекватная администрация, все возможности для полноценных занятий с детьми.

От чего зависит Результаты работы шахматного тренера Как вы считаете?

Они складываются из нескольких компонентов. Это увлеченность ребёнка, увлеченность родителей, и увлеченность тренера. Это вкупе помогает в работе. Естественно, что тренер, который получает зарплату в ДЮСШ, должен со своими учениками давать какой-то результат.

ДЮСШ организует турнирный процесс, конечно для Детской юношеской спортивной школы показатели учеников это мерило успешности преподавателей и учебного процесса. Поэтому получение шахматных разрядов, игра в турнирах органично входит в процесс обучения. Раньше чаще направляли тренера вместе с учениками на какие-то соревнования межгородские, Российские, международные, сейчас с этим сложнее. Всё упирается в деньги. Мы естественно готовы, но если ученик едет один, то денег на тренера нужно слишком много. Но вот недавно был отборочный турнир чемпионата России по  Приволжскому Федеральному Округу в Самаре,  туда поехало много моих учеников, 6 человек, поэтому я там был вместе с ними.

Выступили хорошо. Даша Алексеева вышла в высшую Лигу.  Дима Гольцев правда последнюю партию проиграл и не отобрался, но отыграл на хорошем уровне.  И остальные ребята выступили больше чем очень достойно. Правда на соревнованиях состав участников был очень сильным, но всё равно Нижегородские ребята показали себя с лучшей стороны.

Как вы находите, как набираете детей для обучения?

В основном нас находят сами родители. Многие мечтают о победах своего ребёнка на крупных соревнованиях, о быстром развитии, поэтому и отдают детей в шахматы начиная с первого класса школы.

Что Вы скажете о работе с дошкольниками?

Шахматы очень помолодели, но в ДЮСШ в любом случае детей берут начиная с 7 лет.  Ребят младше стараются всё-таки не брать, потому что считают, что им ещё рано интенсивно заниматься шахматами. Правда, с моей точки зрения, и ее разделяет директор нашей ДЮСШ, всё-таки можно заниматься с детьми , начиная с четырёхлетнего возраста. Это очень полезно для детей в плане развития.

Правда нужно конечно стараться чтобы они не напрягались, а тренировались в охотку.  И работа должна проходить исключительно в форме игры, с минимумом нудных теоретических занятий.

Но конечно, с маленькими детьми так проводить тренировки мало кто умеет. Здесь нужно очень чётко и интуитивно понимать, когда можно нажать, дать больше материала, а когда отпустить вожжи, грубо говоря, дать попрыгать , покричать , посмеяться, пошутить. Эта работа очень тяжёлая, а оплачивается по минимуму, и поэтому желающих работать с маленькими очень немного.

А вообще шахматы в дошкольном возрасте с моей точки зрения это очень полезно. И если для старших школьников уже идет расслоение, кто-то хочет играть в шахматы, другие желают заниматься футболом, гимнастикой, танцами и так далее. Но для первых классов школы, когда слово родителей и их авторитет у маленького человека ещё имеют вес, шахматы- это конечно идеально.

Какие учебники Вы могли бы посоветовать родителям?

Очень хорошие учебники для начального обучения это Сухин и конечно решебники (мат в один ход в два хода и т.д.)  Это очень удобные легкие в изучении книжки, и дети с удовольствием решают такие простые задачи. Классика шахмат для начального обучения- это конечно Иващенко 1 том. Если увидите в книжном- берите не задумываясь. А вообще множество хороших книг сейчас можно найти в интернете и скачивать прямо к себе на компьютер. Это конечно не очень коррелирует с законами, но когда это останавливало Россиян ))

Как Вы добиваетесь, чтобы детям не было скучно на занятиях, чтобы они не уставали или уставали по минимуму.

За детьми нужно наблюдать постоянно. Маленький человек, заскучавший на тренировке, очень плохо воспринимает материал. Поэтому если ребёнок устает, сразу нужно  его как-то переключать. Здесь помогает и юмор, можно пошутить, как-то переключить его на другую задачу, возможна смена деятельности.  Предположим ты поставил какую-то позицию, а ребёнок не может решить задачу. Надо просто пропустить, не нужно его давить и заставлять обязательно решить, нужно делать так чтобы для детей это было удовольствием.

Как разделять теорию и практику в Академическом часе?

Дошкольники и младшие школьники теории должны уделять 15- 30 минут в час. Остальное время игра между собой.  К примеру Я даю какую-то тему, которую я приготовил к занятию, и если я вижу, что это тема не очень хорошо воспринимается ребятами, я переключаюсь на что-то другое.

Всё это очень индивидуально. И конечно, детей нужно хвалить. У меня очень простая система. Я говорю ученику-  «Я тобой очень доволен. Ты сегодня очень хорошо поработал.» И человек расцветает от похвалы.

Сколько раз в неделю нужно заниматься с детьми шахматами?

Я считаю что не меньше  двух-трех тренировок в неделю. В любом случае- два раза как минимум. Три занятия, если есть возможность.

А если не получается не два не три раза, а только одно занятие, тогда нужно что-то придумывать. Или Дополнительное индивидуальные занятия или каким-то образом мотивировать родителей, чтобы они дома сами, как могли, повторяли пройденное на уроках.

Они же хотят чтобы их дети быстрее воспринимали новые теоретические материалы, значит или тренер или они сами должны заниматься с детьми дополнительно.  Но один раз в неделю однозначно недостаточно, дети почти всё забывают и продвижения вперёд почти нет.

Занятия шахматами развивают у детей интеллект, тренируют мозг, способствуют более успешной адаптации к любым условиям, заставляют детей быстрее развиваться как личности.  Это очень нужная и полезная для детей игра.

Учитель Года о маленьких шахматистах
просмотров: 1541

Добавить комментарий