ШАХМАТЫ онлайн | ШКОЛА онлайн

 

Продолжу о комбинациях в шахматах. В первой статье я рассказал о стратегии и тактике шахмат. Если очень грубо- стратегия- это планирование, тактика- это практическое исполнение конкретных кусочков плана.

Так вот шахматные комбинации— это большая часть тактического арсенала любого шахматиста. Что такое комбинация в шахматах

Комбинация- это маленькая тактика.

Очень короткое конкретное форсированное зачастую действие шахматных фигур, быстро позволяющее решить эпизод в свою пользу.

И в условиях, когда дети ещё очень слабы, чтобы строить стратегические планы на партию, и не понимают во всей полноте позиционную игру, комбинации для них- это самый простой и быстрый путь к победе. Путь к  мату, к выигрышу большой или маленькой фигуры, даже к улучшению своего положения на доске.

Комбинации- это такие маленькие кирпичики. Бросили в лужу, и перебежали по ним на другой берег, быстро и не замочив ног.

Комбинации в любой шахматной партии появляются постоянно, и в большом количестве. И шахматист, которого научили их видеть, имеет огромное преимущество перед слепеньким.

Комбинация в шахматах- это самый простой и быстрый путь к победе

И конечно поэтому их должен знать и уметь применять каждый ребёнок. А в руках умелого шахматиста это страшное оружие.

 

Какие бывают комбинации?

Перечислю наиболее часто встречающиеся. Двойной удар, связка, Вскрытый и двойной шах, завлечение, отвлечение, перекрытие, уничтожение защиты, промежуточный ход и другие…

ДВОЙНОЙ УДАР (или вилка)

Это когда ваша фигура нападает сразу на две фигуры соперника. Самая простейшая и часто встречающаяся в любой шахматной партии.Комбинация- двойной удар

  • Первая диаграмма, показываемая мной детям- вот такая. Здесь если ход чёрных- то понятно что они выигрывают. Двойной удар к примеру- Ферзь В1 шах, и забирается конь. Но всё переворачивается при ходе белых!!! Два  двойных удара, и побеждают уже белые. Пешка С4 ШАХ и Двойной удар. Нападение на ферзя и короля.
  • Да, пешка жертвует собой и умирает, но не напрасно- белое войско побеждает. Если берёт Король на С4, то Конь А3 шах и забирается ферзь. Второй двойной удар- так называемая вилка. А если пешку съедает Ферзь, то Конь атакует уже с поля Е3. Снова вилка, снова двойной удар и шах. Вот и все дела.

    ДВОЙНОЙ УДАР- типичные позиции

    Два двойных удара подряд

    8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K    Ход белых- они выигрывают

    Объясняю- зачем вот такие странные крокозябры я публикую-

    8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K  , на самом деле всё очень просто и удобно. скопируйте и загрузите позицию в формате FEN вот здесь  —  https://chessiki.ru/chessboard

    ———————————————————————————————————-

     

    r7/p3k1pp/2p2p2/4pq2/8/1Q2P3/PP3PPP/5RK1  Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры

    Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры

     

    _________________________________________

  • 8/1r4pk/p4pp1/1p6/q7/Q7/PP4PP/KR6 Комбинация, где первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение Короля на невыгодное для него поле, второй ход- собственно двойной удар , и третий ход- получение материального преимущества.первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение, второй ход- двойной удар____________________________________________
  • 8/1p4pp/pkpr2n1/8/2P5/1P4N1/P5PP/5RK1    1. Завлечение 2. Двойной удар1. Завлечение 2. Двойной удар———————————————————————————6k1/5r1p/p2N4/npp3q1/2P5/1P2N3/PQ4P1/6K1  Ход белых- очень красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.———————————————————————————-k4b2/pp1q1p1p/6p1/8/2r5/P1B2Q2/1P4PP/1K2R3   Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.—————————————————————————————1k6/1pp3p1/2n3p1/8/3p4/NPq4Q/P4rPP/1K1R4  1. Завлечение 2. Двойной удар1. Завлечение 2. Двойной удар—————————————————————————————1kr5/2p2pp1/7p/8/3R4/8/b1P3PP/5BK1   1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар—————————————————————————————

    5r1k/pp2bQp1/2p2n1p/4q1N1/7P/5BP1/2P2PK1/7R   1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар

     

    1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар____________________

    Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар 3k4/br1q1p2/pp1p1p2/3p3p/3N1P1P/4R3/PPP5/2K1Q3   Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар

    _______________________________________

     

     

    5rk1/p2q1pp1/1p2b2p/4p3/4N1Q1/8/1P3PPP/2R3K1   Вроде бы всё просто, но придётся повозиться, чтобы осталась лишняя ладья

    A description...

    __________________________________

    В полной версии статьи и в видеоролике будет больше примеров и заданий для самостоятельного решения.

    _____________________________________________

 

Комбинация СВЯЗКА

Когда одна наша нападающая фигура и Комбинация- Связкадве фигуры соперника находятся на одной линии (Вертикали, горизонтали или диагонали) и одна из фигур соперника защищает (прикрывает) собой другую, более сильную (к примеру ферзя) или уязвимую (короля). Тогда первая фигура никуда не может сходить, уйти, так как сразу открывается нападение на вторую. Поэтому говорят, что она СВЯЗАНА, а комбинация называется СВЯЗКА.  Подробнее описано здесьЧитайте.

Ещё о комбинации- СВЯЗКА

СВЯЗКА

Связка в шахматах – нападение дальнобойной фигуры (ферзь, слон, ладья) на фигуру соперника, которая закрывает собой другую (более важную или равноценную) фигуру соперника.

Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника.

Как правило, в связке берут участие 3 фигуры: связывающая, связанная и прикрываемая.

Бывают. 1. Абсолютная связка (защищаемая фигура- Король) 2. Относительная связка (защищаемая фигура- любая фигура) 3.Связка поля, клетки (когда сзади защищается поле применения угрозы а не фигура)

если какая-либо фигура не может уйти со своей позиции, ввиду того, что под боем окажется король или сторона понесёт значительные материальные потери, то эта фигура является связанной.

Использовать связку можно тремя способами:

1.увеличив нападение на связанную фигуру («правило связки»)

2. съесть фигуру, находящуюся под «защитой» связанной фигуры

3. занять важное поле, находящееся под «защитой» связанной фигуры.

Типичный пример связки в дебюте. A description...

Связаны оба коня чёрных. Но если связка Св5-Кс6- Кре8, это абсолютная связка, то есть связанная фигура в принципе не имеет возможность никуда ходить, то вторая связка- относительная.

Конь на F6 ходить может, но тогда проигрывается ферзь на D8.

_______________________________________________________

4b3/3kp3/3pn3/6p1/1p1P4/rN5P/P1P1B3/1K6

A description...

Чем хороша связка. Тем, что раз связанная фигура ходить не может, то на неё можно нападать и нападать, если есть чем.

Главное , чтобы фигуры, защищающие связанную, были в меньшинстве.

То есть нападать должны больше фигур, чем защищать.

Впрочем это общее правило шахмат.

________________________________________________

К  примеру- A description...белые, используя комбинацию СВЯЗКА, сводят игру к ничейной, хотя у них сейчас на фигуру меньше.

r3r2k/1pp3p1/p7/8/P4p1b/1PP5/2KR1PP1/3R4

________________________________________________

А ВОТ ЭТО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ!!!

Любую комбинацию можно найти, учуять, проинтуичить, почувствовав, что где-то в крепости соперника есть дырка, её не может не быть, нужно только её найти.

Найти и использовав в какой-либо комбинации.

Пока шахматисты слабые, она КАЖДОЙ партии проходят мимо ДЕСЯТКОВ различных шахматных комбинаций. Слабые шахматисты НЕ ВИДЯТ ИХ.

Вот вам и отличие сильного от слабого. Сильный видит и использует, слабый не видит и проигрывает.   Вот посмотрите- кусок реальной парти

r1b1r1k1/ppp2ppp/4q1n1/3p4/5b2/5P2/PPPB1QPP/2K1RBNR

Чёрные начинают и дают мат в два хода, пользуясь тем ,что слон на D2 связан.

ФЕ1-ФЕ1.

ЛЕ1 Х .  Мат

И всё. и не надо ничего выдумывать.

Комбинация- это самый простой и быстрый путь к победе.

А мальчик, играющий чёрными, увидел эту связку и этот мат только после тоо ,как мы с ним разобрали проанализировали эту партию. И мучился ещё 15 ходов. и проиграл в итоге.

_______________________________________

К примеру здесь белые сами себе создали комбинацию СВЯЗКА.

k7/4n3/pp4p1/4p3/P5P1/1BP1r3/1PK4R/8

Ладья Н8 шах королю и следующим ходом ладья связала фигуру по 7 горизонтали. всё просто.

 

_A description...

__________________________________________

7r/k4p2/p2bp1pp/P7/2Qrq3/1R2B2P/1P3PP1/R5K1

Избавиться от связки можно.

A description...

Или прогнав или уничтожив связывающую фигуру.

Вот к примеру так… Ферзь берёт слона на Е3

_______________________

Или поставив между двумя своими фигурами третью, не такую важную.

Обычно так избавляются от связки С g5- К f6- Ф d8

A description...

______________________________________________________

1rr5/3kppbp/p2p2p1/P1p5/1NP1P3/1R2BP1P/6P1/3R1K2

ИЛИ ВОТ ТАК. Уход из-под связки с помощью каскада комбинаций.

Ход белых.Да, конь связан и должен потеряться, но благодаря связке пешки D6

эта история лихо закручивается .

 

A description...

________________________________________

Вот ещё пример связки. Ход чёрных.

A description...

1kr3r1/1pp1q2p/p7/2b5/P7/1P1B3P/K1PQ1N2/1R5R

(относительная связка)

A description...

A description...

Дальше…

A description...

A description...

A description...

Примеры для решения

A description...

A description...

 

 

Комбинация- Промежуточный ход

Комбинация- промежуточный ход возникает тогда, когда под боем или под угрозой нападения стоит не только фигура соперника, но и ваша фигура тоже.

  • Тогда вы можете или уйти из-под боя своей фигурой с темпом (угрожая сопернику или шахом или угрозой мата или потерей фигуры) и пока соперник решает задачу, как избавиться от вашей угрозы, вы у него что-то забираете, к примеру ту фигуру, которая и была у него под боем. А ваша фигура, на которую тоже нападали, в этот момент уже ушла из-под боя.
  • Или же поменять более слабую вашу фигуру на более сильную соперника, а потом всё же забрать у него ещё и фигуру, которая находилась под ударом.

По сути- увести с темпом (с угрозой) из-под боя свою фигуру, забрав следующим ходом чужую- это и есть комбинация Промежуточный ход.

Пример- комбинация Промежуточный ход

И у белых и у чёрных под боем по две ладьи. Если одна ладья белых забирает любую ладю чёрных, то в ответ вторая чёрная ладья берёт ладью белых. Ничья.

Но при своём ходе белые используют комбинацию ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД. Они делают шах ладьёй из-под боя с Н3 на D3 с темпом, то есть с угрозой. Ладья напала на короля, и ему в любом случае обязательно надо избавиться от этой угрозы, от этого шаха. И он уходит из-под шаха, но темп потерян, ладья уже ушла из-под удара, и вторая ладья спокойно берёт чёрную ладью на G7. Победа.

Комбинация- ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД встречает довольно часто даже в партиях мастеров. Им нужно постоянно просчитывать по нескольку ответвлений своих тактических задумок, и возможно, и нередко, они просматривают эту комбинацию увлекшись расчётами.

Комбинация ЗАВЛЕЧЕНИЕ

Суть комбинации. Короля или реже- другую какую-то фигуру соперника- мы завлекаем на опасное, неудобное, НЕВЫГОДНОЕ для соперника поле

Пример. 1k6/1p6/1B3P2/1n6/6r1/4bq2/Q4rP1/2R3K1

Если ход чёрных, то они выигрывают. но сейчас ход белых, и они могли бы поставить мат ладьёй на поле С8, но ладья без защиты и Король её просто съест.

Тогда мы завлекаем Короля в угол, на поле А8, жертвуя там своего Ферзя. И когда король берёт ферзя на А8, то ладья без помех ставит мат на С8.

Такая комбинация называется ЗАВЛЕЧЕНИЕ.

 

 

Комбинации в шахматах, какие бывают, зачем они нужны, как их увидеть и применить.
просмотров: 2846

Комбинации в шахматах, какие бывают, зачем они нужны, как их увидеть и применить.: 1 комментарий

  • 06.07.2021 в 13:23
    Постоянная ссылка

    Приятно когда настольные игры, особенно такие, как шахматы идут в ногу со временем. Онлайн площадка для такого вида спорта отличная идея. Ребята играют со всей страны, заводят знакомства. Спасибо большое за ваш труд!!!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *