На самых ранних стадиях шахматного развития дошкольники могут проиграть в какой угодно партии, будь у них даже на два ферзя больше, чем у противника.

Это детские шахматы (правда и очень многие взрослые шахматисты этим страдают). Маленький ребёнок не видит всю шахматную доску, забывает посмотреть угрозы и нападения как своих, так и чужих фигур.

А шахматы- это военая игра. Каждая партия- это сражение. И здесь если ты не выиграл, значит проиграл. Других вариантов нет. Ничья- это не вариант. Победа или поражение- только так и на войне и в шахматах.

Итак. Как лечить это распространённое заболевание, шахматные зевки?

На просторах интернета я как-то вычитал совет- «Давать детям для изучения и закрепления позиции полуходов, потом ходов, потом полутора и двух ходов». Для родителей, понимаю, это тарабарщина, объясню на пальцах.

Как работаю я? Дети рассаживаются по одному за шахматными досками, расставляют фигуры, и я на каждой доске каждому ребёнку расставляю свою позицию, в которой и белые, и чёрные фигуры нападают скопом друг на друга. Такой быстрой и чёткой расстановке шахматных позиций с нужными вводными невозможно научиться, как арифметике, здесь нужно быть настоящим сильным шахматистом, к коим я себя и отношу ))))))  Не сочтите за бахвальство. Сейчас поймёте , о чём я.Лечим шахматные зевки

Вот пример такой  позиции. Дети решают иногда и гораздо более тяжёлые.

Каждому из ребят я предлагаю свою позицию, раскидываю фигуры на доске из головы, и задаю вопросы.

  1. Сколько раз белые фигуры нападают на чёрные фигуры. Сосчитайте ВСЕ нападения ( для понимания. Вот на этом примере , если начать с вертикали «А» то белая пешка нападает на ладью. А3:B4 . Вертикаль В — Конь В2:C4, Cлон B5:A6, CB5:C6, CB5:C4  и так далее. Ничего пропускать нельзя. Ни одной фигуры.  Дети обычно прыгают с вертикали на вертикаль, не увидев всех нападений одной фигуры. ищут нападения уже у другой. Приходится поправлять, вести назад, заставлять искать снова , иногда с самого начала.
  2. Сколько раз чёрные фигуры на этой же позиции нападают на белые фигуры?  То есть та же позиция, но ребята ищут нападения уже с противоположной стороны.

Такие занятия продолжаются по полчаса каждый урок, и так несколько, 5-8 занятий подряд. Большое количество позиций, поиск нападений дисциплинирует детей, они учатся видеть ВСЮ доску, ВСЕ фигуры, ВСЕ нападения, развивается в конце концов ОБЪЁМНОЕ видение. То есть не только то, во что упирается взгляд, а и области слева , справа , сверху и снизу. Ребята начинают понимать, что позиция, сражение, игра, партия развивается НЕ ТОЛЬКО в центре ВЗГЛЯДА, а на всех участках шахматной доски и как целое- на всех уровнях битвы, сражения, жизни в конце концов.

Это моё ноу-хау. И пишу я здесь только после того, как увидел и закрепил на множестве примеров результат. Положительный, нужный результат.

В голове детей откладывается задача на поиск решений не только тривиальных , видимых сразу.  Они ищут и находят далёкие, сложные варианты решений, закрепляют алгоритмы таких поисков, и как следствие, меньше начинают зевать. Интересно очень смотреть , как во время игры, во-первых, они не так смело и брутально рвутся менять пешки на фигуры, стараются строить крепости на шахматной доске, иногда берут фигуру, но не ставят её на то поле, где её могут съесть, а долго, ДУМАЯ, водят ею по доске, ища место безопасное и правильное.    Это первый этап. Полуход.

ДЕТИ НАЧИНАЮТ ВИДЕТЬ УГРОЗЫ СВОИМ ФИГУРАМ.

Далее будет следующий этап.

3. Ребятам будет даваться задание не просто увидеть все варианты нападений, но просчитать, какие из них выгодные, какие нет для них лично. К примеру, если пешка нападает на слона- это выгодно. Пешка стоит одну пешку, слон- три.  Но если ферзь нападает на ладью, а та находится под защитой и ферзя могут съесть — это невыгодный вариант. Ферзь стоит 9 пешек, ладья- 5.

4. Следующий этап. Сколько нападений и какие фигуры могут напасть с той или другой стороны, если дать возможность не одного, а двух ходов подряд. к примеру на диаграмме вверху ребёнок решает задачу, может ли ладья с поля В4 за два хода съесть пешку на поле А3. Ответ- может. Сначала она сходит Лв4-а4, потомвторым ходом Ла4-а3. Пешка съедена.

5. Пока крайний этап. Как сначала защитить свою фигуру, вернее , поле ,на которое гипотетически может придти своя фигура, а потом вторым ходом, если, предположим противник не видит угрозы, напасть этой фигурой на фигуру или фигуры соперника.

К примеру вот такая диаграмма Привер подготовки атаки

 

Сразу играть пешкой G2- G4 с нападением на две фигуры белые не могут. Слон просто возьмёт эту пешку так как она ничем не защищена.

Но если подготовить нападение, то есть сначала сделать тихий ход пешкой Н2-Н3, и если соперник не увидит угрозы, то уже следующим ходом можно делать двойной удар так как и запланировали изначально. G2- G4 .

Вот такая нехитрая система. На первый взгляд.

На самом деле каждый следующий этап гораздо сложнее чем предыдущий. НО.

После прохождения всех этапов этой темы, дети научатся видеть все угрозы, будут гораздо меньше зевать, гораздо осторожнее играть, не подставляя свои фигуры и готовить нападение на чужие.

 

По-моему- это очень интересно и полезно. А так как первые этапы, первые упражнения довольно спокойно у меня выполняют даже 5-6 летки, значит методика рабочая.

 

Внимание. Если Вы что-то из моих объяснений не поняли, не стесняйтесь ,звоните , спрашивайте. будем вместе изучать и дополнять и редактировать.

С уважением, Александр Огородников.

Лечим зевки в шахматах
просмотров: 8888

Лечим зевки в шахматах: 1 комментарий

  • 31.08.2021 в 15:48
    Постоянная ссылка

    Спасибо! Это что- то новенькое и мы начали использовать эти задания. О результатах напишу через пару месяцев.

Добавить комментарий для Nikis Отменить ответ